Адаптация ребенка в новой школе

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Привыкание к новому коллективу представляет трудность даже для взрослых людей, что уж говорить о детях, не имеющих навыков и опыта общения. Малыши обладают обостренным эмоциональным восприятием происходящего. Для них очень важна теплая дружественная обстановка, одобрительное и понимающее отношение окружающих. Поэтому от поведения родителей во многом зависит, как быстро ребёнок сможет привыкнуть к новым учителям и одноклассникам, завести друзей, принять изменившиеся условия жизни, связанные с переходом в другую школу.

Причины перевода ребёнка в другую школу

Причины перевода ребёнка в другую школу

Процесс адаптации ребёнка к новому коллективу и новым условиям учебы частично зависит от причины, вызвавшей переход в другую школу. Если родители сумели правильно объяснить сложившиеся обстоятельства жизни семьи, то адаптация к новой обстановке пройдет менее болезненно.

Самым распространенным случаем является переезд семьи в другой район города или в другой город.

Смена города приносит много общесемейных проблем, связанных с обустройством на новом месте, родители заняты решением своих многочисленных дел и на ребёнка остается мало времени. А ведь у него изменилось абсолютно все: привычный образ жизни, домашние условия, круг друзей и одноклассников, даже любимые места игр. Каждая из этих ситуаций способна вызвать стресс, а все вместе они даже могут привести к депрессии, ухудшению самочувствия, снижению успеваемости в школе.

Пока ребёнок не наладит отношения с новыми одноклассниками, каждый поход в школу будет сопровождаться психологическим напряжением. Без поддержки родителей ему не справиться.

Более простым случаем является переход в другую школу в этом же городе. Ребёнок может поддерживать отношения со старыми друзьями, приглашать их в гости, и так снизить остроту смены школьного коллектива.              

Если новая школа выбрана для более глубокого изучения определенных предметов и ребёнку это интересно, то настроение ученика будет более радостным и позитивным. Он будет настроен на достижение цели, которая его привлекает. Это может быть изучение иностранного языка, спортивное совершенствование, интерес к математике и физике.

Смена школы может быть вызвана и отрицательными обстоятельствами. Такое решение семьи может быть результатом конфликтной ситуации в прежней школе, разрешить которую другим способом оказалось невозможно. В этом случае ребёнку на доступном уровне надо объяснить мотив смены школы, чтобы не допустить повторения проблемы.

С детьми следует обговаривать правила поведения в новом коллективе

Перед вступлением в новый коллектив родителям следует поговорить с ребёнком и выработать правила его действий для более быстрой адаптации.

Дети, легко общающиеся в соцсетях, могут познакомиться с будущими одноклассниками в виртуальном пространстве, узнать их интересы и определить для себя возможных друзей. Такое общение поможет застенчивым детям преодолеть трудности очного знакомства.

Ребёнок должен понять, что первое время к нему будут присматриваться, поэтому лучше вести себя естественно, не стараться понравиться абсолютно всем, особенно неформальным лидерам класса. Не надо поддаваться на провокации, обижаться и терять чувство достоинства.

Вести себя надо уверенно в любой ситуации. Особенно это важно для девочек, придающих большое значение внешним факторам.

Полезно чаще улыбаться, быть приветливым и стараться поддержать разговор. К новеньким в классе обычно повышенное внимание.

Надо постараться быстро запомнить имена одноклассников и обращаться к ним по имени. Так проще наладить дружеские отношения и расположить к себе.

Не следует делать поспешных выводов о своих одноклассниках, учителях и школьных правилах. Первые две недели надо просто наблюдать со стороны.

Дети не должны бояться новой обстановки, а обо всех проблемах лучше сообщать взрослым. А родители не должны отмахиваться от сложностей общения со сверстниками сына или дочери. Это может привести к печальным последствиям. Ребёнок обзаведется комплексами, забросит учебу, это может повлиять на всю оставшуюся жизнь.

Помощь родителей

Помощь родителей

Родители не должны пускать процесс адаптации детей в новой школе на самотек, отговариваясь занятостью. Первые недели будут особенно трудными и взрослые должны это понимать.

Не следует сразу требовать хороших отметок, ученик и учителя будут приспосабливаться друг к другу.

На то время, пока у ребёнка не появилось друзей, эту роль должны выполнять родители, чтобы у ребёнка не возникло дефицита общения. Очень важны доверительные беседы, без нотаций и нравоучений. Нужно просто быть в курсе — как складываются отношения у детей в новом классе.

В первое время надо чаще встречаться с учителями и классным руководителем, чтобы быть в курсе всех событий. При необходимости следует проинформировать преподавателей об особенностях характера и здоровья их нового ученика.

Полезно найти для ребёнка интересные секции или кружки, чтобы он был занят, и для тоски по старой школе просто не оставалось времени. Это придаст уверенности в себе, позволит быстрее найти друзей по интересам.

Новые учителя

В новой школе ребёнка ждут и новые учителя, с новыми требованиями, своими правилами и характером. Привыкнуть к этому и выполнять все задания — тоже стресс для ребёнка. Не стоит сразу требовать высоких оценок, но и запускать учебу нельзя.

В период адаптации нужно помочь ребёнку выполнять домашние задания, может быть, взять репетитора на несколько занятий по особо сложным предметам. Это важно в старших классах.

В любом случае нужно контролировать, как ребёнок делает домашние задания. Устные — параграф из учебника он может рассказать родителям, письменные задания — показать выполнение в тетради.

Если ограничиваться только вопросом: сделаны ли уроки, он может сказать неправду. Потом это все равно выяснится по плохим оценкам. Несмотря на занятость родителей и множество домашних дел по обустройству на новом месте, не нужно пускать на самотек учебу ребёнка. Не все дети могут сами справиться с учебными нагрузками, еще и в новой обстановке, в незнакомом коллективе. Может быть и такое, что ребёнку не нравиться какой-то конкретный учитель, и он с неохотой идет именно на его занятия.

Отношения с новыми преподавателями тоже нужно выстраивать аккуратно. Их отношение зависит, в основном, от успеваемости учеников, от их поведения на уроке.

Внимательное отношение родителей, как самых близких людей, поможет ребёнку легче перенести трудный жизненный этап, дополнительно укрепит семейные узы и взаимную любовь. Главное — в период адаптации проявить максимум терпения и заботы о ребёнке, тогда он быстро почувствует себя комфортно в новой школе.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.
Опубликовано 15.08.2018 16:06, обновлено 17.04.2020 18:28
Рейтинг статьи:
4,4

Читайте также

Собираем ребенка в школу
К сборам ребенка в школу родители должны подойти с большой ответственностью.
Тайланд: школьное образование в традициях королевства
Школьное образование в Таиланде: с чего начинается уважение к старшим, традиции в яслях, садах и школах.
Швейцарские часы, банки и школы как гарантия высшего качества
Система среднего образования Швейцарии: в каждом регионе – свой язык и своя школьная программа. Какие школы заканчивают лауреаты премии Нобеля?
Средний школьный возраст детей
Что в приоритете у детей средних классов? Когда пора говорить о будущей профессии?
Школы Австралии: чему и как учат за рубежом?
Школьного образование в Австралии: чему, кого и как учат на далеком континенте?
Школьники Италии: 110 баллов из 100 и никакой литературы
Система школьного образования в Италии: как и чему учат маленьких итальянцев? Государственные и частные школы, особенности программ и экзаменов.