Общаться с учителем: как? 6 советов для родителей школьников

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

С учителем можно общаться в конфликтной ситуации или просто узнавать об успехах школьника. «Как там мой, не шалит? Математику подтянул? Как разбил окно?!» Взрослые нередко пытаются выбрать чью-то сторону: или объединять усилия с учителями против непослушного ребёнка, или объединяться с ребёнком против «самовольных» поступков педагога. Что лучше?

На самом деле родители и учитель должны быть если не партнерами, то хотя бы союзниками в процессе помощи школьникам. Баланс отношений довольно неустойчив: родительский инстинкт велит охранять детей, у преподавателей множество профессиональных и личных ограничений. В любой ситуации стоит помнить о том, как и зачем надо общаться, кому нужен этот разговор и каких результатов хочет достичь родитель. MedAboutMe рассказывает о 6 главных правилах общения с педагогами.

Вежливость родителей как база конструктивного диалога

Вежливость родителей как база конструктивного диалога

Да, это правило очевидно для всех. Однако почему-то не всегда оно соблюдается: порой эмоции зашкаливают, и родители, знающие ситуацию с одной стороны, заранее «вскипают» или выходят из себя в процессе общения. Да, непросто сдерживать естественный инстинкт защиты младших членов стаи, когда ребёнок рассказывает, что из-за поведения одного из учеников всему классу запрещают покупать вкусное в буфете или заставляют смирно сидеть за партами в течение всего продленного дня. Особенно, если у такой истории уже есть «анамнез», и нарушение прав маленького человека отмечается не впервые. Но вежливости этот факт мешать не должен.

Еще один важный аспект — обращение к педагогу. Учитель, как бы молод он не был и не казался абсолютно «своим» и дружески настроенным, всегда достоин обращения по имени-отчеству и на «Вы». Особенно в тех случаях, когда, по мнению родителя, он этого не достоин: это позволяет сохранять необходимую дистанцию и удерживаться от оскорблений.

Сдерживать эмоциональный накал в разговоре с учителем

Эмоции мешают разобраться в ситуации и услышать точку зрения преподавателя. А его мнение также надо знать, это помогает и лучше понять, кто же все-таки сорвал урок и какие принципы разрешения конфликтов приняты в данной школе. За исключением ситуаций, когда обиженный ребёнок был действительно несправедливо наказан вместо кого-то, у учителя тоже есть причины и претензии к ученику, и необходимо вникнуть в их суть.

Если же эмоции накалены настолько, что мешают конструктивному диалогу, лучшее, что можно сделать — извиниться и перенести встречу на тот момент, когда информация о новых обстоятельствах конфликта будет усвоена, эмоциональный фон вернется в норму и ничто не помешает конструктивному диалогу.

Не впадать в крайности

Две основные крайности общения с преподавателями известны всем. Есть родители и бабушки (реже дедушки), которые и дня не могут прожить без вопроса: «Как там мой сегодня?» и считают необходимым сообщать о каждом малейшем изменении в жизни ребёнка, в его отношении к математике и к соседу по парте. Причем это может продолжаться не только в младшей школе.

Цель такого общения — донести до учителя, насколько особенный именно этот ребёнок, как конкретно ему нужно персональное, повышенное внимание, поблажки из-за здоровья, ранимости, таланта и т. д. Стиль общения — заискивание и выпрашивание.

Другая крайность — общаться, напоминая о происхождении слова «педагог», «водящий ребёнка», специально выделенная должность для раба в Древней Греции, обязанного отводить детей в школу, охранять от опасностей. Даже не зная об этом значении, подобные родители считают педагогов обслуживающим персоналом, обязанным выполнять все требования «заказчика». Нередко такие беседы начинаются с агрессивных нападок и ими же и заканчиваются, сопровождаясь порой превышением всех норм общения — от нецензурной брани до физической агрессии.

Минусы обоих стилей очевидны: и излишнее внимание, и ощущение безнаказанности приводят к неуравновешенной психике и неадекватному поведению учеников.

Договариваться о времени встречи

Вопреки распространенному мнению, рабочий день педагога не заканчивается со звонком, и перемены ему также часто нужны не для отдыха, а для подготовки к следующему уроку. Поэтому внезапное появление родителя с важным разговором способно спутать все планы и не оставить возможности для конструктивной беседы.

Внезапные родительские визиты без договоренности уместны в двух случаях: если действительно случилось ЧП или вот-вот случится, или если за все 10 лет учебы ребёнка родители в школу пришли впервые. В таком случае учитель может даже обрадоваться, узнав, кто же этот незнакомец на пороге класса. Во всех других о встрече необходимо договариваться заранее.

Нет критике педагогов при ребёнке

Нет критике педагогов при ребёнке

Критика взрослых — прерогатива взрослых. Это первое правило. Второе — для вывода о причинах ситуации необходимо полностью владеть информацией, узнав ее не только от ученика или другого родителя, но и от учителя. Ребёнок может что-то недопонять, да и, в соответствии с общими для всех стремлениями оправдывать свой поступок и преуменьшать промахи, может и исказить общую картину конфликта. Инстинкт самосохранения — базовый, и детям он совсем не чужд.

Если же по итогам выяснений окажется, что учитель действительно не прав, стоит объяснить ребёнку, что человек ошибся, а такое право есть у каждого из нас.

Помнить главную цель общения

В любом разговоре надо помнить, что основная цель взрослых — обеспечить школьнику комфорт и безопасность процесса получения знаний. Подмена этой цели на различные попытки указать педагогу на ошибки, ошеломить его своей компетентностью в принципах преподавания, наказать за неверные методы воспитания и обучения уводят от этой цели в ненужные стороны.

«Как мы можем решить этот вопрос», как улучшить поведение, изменить расписание, подтянуть биологию, контролировать прогулы? Как мы, родители и учитель, базовые элементы того процесса, при котором ребёнок сможет успешно грызть гранит науки, можем достичь лучших результатов, не ущемляя никого в правах?

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.
Опубликовано 16.01.2018 11:59, обновлено 17.04.2020 18:38
Рейтинг статьи:
4,0

Читайте также

Уроки в Хогвардсе: что стоит перенять из мира магов и волшебников?
Хогвардс – мечта детей. Что можно позаимствовать у этой школы: ведение уроков, авторитет учителей. Любопытное и практическое сравнение.
Обзор неуместных и бесполезных подарков Учителям
Надоевшие, бесполезные и даже оскорбительные – многие родители не подозревают, что они выбирают совсем не желанные подарки учителям. О чем речь?
Обучение детей дома: помощь учителей и необходимые учебники
Домашнее обучение детей: роль учителей, родителей и правильно подобранных учебников, подводные камни образования.
У детей 100 языков: 6 правил учителя в реджио-педагогике
Реджио-педагогика: основные принципы воспитания и обучения детей: как, когда, в какой форме происходит научение ребенка?
Когда ребенок перешел в другую школу
Когда принято решение о переводе ребенка в другую школу, родители должны подготовиться. Им предстоит помочь ребенку заново адаптироваться к учебе.
Важность первой учительницы в жизни ребенка
Первая учительница играет важную роль в жизни ученика. Что нужно знать родителям о психике ребенка перед школой и особенностях построения отношений с педагогом?