Средний школьный возраст детей

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Младшие школьные годы остались позади, и вот уже не за горами тот день, когда дети пойдут в среднюю школу. А это значит, что у ребёнка и его родителей начнется совсем другая жизнь. В средней школе меняется буквально все — приоритеты, мотивация, отношения с одноклассниками и преподавателями, реакция на оценки. В это время очень важно понять поведение школьника и правильно на него реагировать. Как помочь детям адаптироваться в новой школе и сделать их жизнь и жизнь родителей спокойной и позитивной, расскажет MedAboutMe.

Занятия для детей в средней школе

Занятия для детей в средней школе

Каждый год развития ребёнка имеет большое значение для его физического и психологического здоровья. Бывший малыш идет в среднюю школу. Казалось бы, волноваться не о чем, ведь ребёнок просто поднялся еще на одну ступеньку. Тем не менее между «младшими» и «средними» существует огромная пропасть, хоть на первый взгляд ее и не видно.

Первая проблема — снижение успеваемости. Бывают случаи, когда после перехода в среднюю школу серьезно «съезжают» по всем предметам даже отличники. Прежде всего это происходит из-за снижения контроля. Педагог начальных классов — это почти вторая мама. Он ведет практически все уроки. Кроме того, первый учитель общается с детьми в неформальной обстановке — на переменах, праздниках и школьных экскурсиях. И, конечно же, от его взгляда не укроется то, что аккуратная Маша развела грязь в тетради, а у молчаливого Игорька рот не закрывается даже на уроках. И он поставит в известность родителей.

Дети и сами прекрасно понимают, что Мария Антоновна видит и знает если не все, то почти все. Они постоянно ощущают контроль и поэтому стараются не расслабляться.

В средней школе занятия для детей ведут учителя-предметники: один — литературу, второй — математику, третий — историю. А на перемене школьники предоставлены самим себе, ну разве что дежурный сделает замечание или проходящий мимо завуч. Конечно, есть классный руководитель, но у него тоже «забот полон рот». Вот и получается, что вне класса дети остаются почти без присмотра. Подойти к учителю на перемене, если что-то не понял на уроке, решается не каждый: в кабинете у предметника уже другой класс, а этому школьнику еще и на другой этаж бежать приходится. Вот и снижение успеваемости.

Социальное развитие ребёнка: общение с одноклассниками

У психологов есть такое понятие — ведущая деятельность. То есть та, в результате которой происходит наиболее активное формирование личности и психическое развитие ребёнка. У дошкольников такой деятельностью является игра. Именно по этой причине в детском саду занятия для детей с цифрами и буквами проводятся в игровой форме с участием каких-нибудь персонажей сказок или мультфильмов.

В начальной школе ведущей деятельностью становится учебный процесс, то есть с понедельника по пятницу дети «грызут гранит науки».

А вот в средних классах на первый план выходит социальное развитие ребёнка, и в большей степени — общение с ровесниками. Примечательно то, что в этом возрасте происходит смещение акцентов, то есть если раньше в приоритете была хорошая успеваемость, то сейчас дети больше ценят в друзьях совместные интересы, надежность и яркость. Дневник больше не является лицом ученика, то есть, чтобы завоевать авторитет среди одноклассников, одних пятерок не хватит.

Проблемы с мотивацией

В младшем школьном возрасте с мотивацией нет никаких сложностей — главное, чтобы мама радовалась, а учительница хвалила. Мотивацию ученика младших классов можно сформулировать, как: «хочу быть хорошим». А это значит, что нужно хорошо учиться.

Мотивация к учебе учеников выпускных классов тоже понятна — нужно хорошо учиться, чтобы поступить в престижный ВУЗ.

А вот в средней школе нет ни того, ни другого. Дело в том, что похвала учителей и родителей уже не так привлекает, а экзамены в ВУЗ сдавать еще очень нескоро. Поэтому беспокоиться об этом еще точно не нужно. В этом возрасте одна неделя для ребёнка — это целая жизнь, а четыре года — вообще заоблачная цифра: «Да у меня куча времени, еще успею все выучить, исправить и догнать». В общем, мотивация к учебе сомнительна. Именно поэтому некоторые предметники не любят брать классное руководство в средних классах, а предпочитают бросаться на амбразуру предстоящих экзаменов.

Чего хотят дети в среднем школьном возрасте?

Чего хотят дети в среднем школьном возрасте?

В этом возрасте для еще не взрослых, но уже не маленьких детей особенно важным становятся:

  • близкие отношения со взрослыми.

Не контроль за выполнением домашнего задания, а именно внимание родителей. В это время у мамы с папой появляется хорошая возможность выстроить доверительные отношения с ребёнком и создать «подушку безопасности» для предстоящего переходного периода. Нужно сделать так, чтобы сын или дочь не боялись рассказывать о своих проблемах и были уверены в поддержке близких людей. Чтобы они знали, что родители любят их просто так, а не за какие-то особые достоинства.

  • интересная среда.

Именно интересные занятия для детей, а не уговоры и запугивания могут стать хорошей мотивацией для учебы. В этом возрасте для многих детей не так интересен сам предмет, как личность педагога. Если учитель яркий и харизматичный, то и предмет его может стать любимым для всего класса.

Любовь к литературе, например, можно привить, читая вслух интересные книги. А к географии и истории — путешествуя всей семьей или смотря интересные фильмы. Ну кто бы что-то знал об Анне Австрийской или кардинале Ришелье без знаменитых «Трех мушкетеров»?

Такой же эффект могут обеспечить секции и кружки. Художественная студия, археологический лагерь или историческая реконструкция способны разбудить интерес, например, к истории средних веков или современной живописи.

  • всестороннее развитие.

В некоторых школах уже с пятого класса начинается разделение детей по профилям. Родители в свою очередь тоже спешат причислить своего ребёнка к технарям, гуманитариям или любителям естественных наук. В большинстве случаев это не идет им на пользу. В среднем школьном возрасте упор следует делать на всестороннее развитие ребёнка и тематическое разнообразие. Именно это поможет ему в дальнейшем выбрать правильную профессию и поступить в нужный ВУЗ.

Кроме того, иногда любовь к тому или иному предмету объясняется хорошим отношением к преподавателю или просто непониманием другого предмета. Привязывание ребёнка к чему-то одному только ограничивает его, внушая мысль, что знания из других областей ему просто не понадобятся. А ведь говорить о будущей профессии имеет смысл не раньше восьмого класса.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 06.08.2018 12:32, обновлено 17.04.2020 18:28
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Обеспеченность витаминами детей среднего школьного возраста, занимающихся плаванием, и ее коррекция / Спиричев В.Б., Вржесинская О.А., Коденцова В.М., Бекетова Н.А., Переверзева О.Г., Кошелева О.В., Михеева Г.А., Шатнюк Л.Н., Боровик Т.Э., Поляков С.Д., Корнеева И.Т., Макарова С.Г., Чумбадзе Т.Р. // Вопросы детской диетологии 2011 Т. 9 №4
Детские болезни / Под ред. Баранова А.А. 2012

Читайте также

Тайланд: школьное образование в традициях королевства
Школьное образование в Таиланде: с чего начинается уважение к старшим, традиции в яслях, садах и школах.
Швейцарские часы, банки и школы как гарантия высшего качества
Система среднего образования Швейцарии: в каждом регионе – свой язык и своя школьная программа. Какие школы заканчивают лауреаты премии Нобеля?
Школы Австралии: чему и как учат за рубежом?
Школьного образование в Австралии: чему, кого и как учат на далеком континенте?
Школьники Италии: 110 баллов из 100 и никакой литературы
Система школьного образования в Италии: как и чему учат маленьких итальянцев? Государственные и частные школы, особенности программ и экзаменов.
Чем занять ребенка в свободное от школы время
Как нужно отдыхать ребенку? Сколько времени? Когда лучше всего делать уроки и обязанности по дому?
Школы в США: демократия с 12 лет, развлечения — постоянно
Обучение через развлечение, сочетание диктатуры и демократии и как корзина для бумаг помогает учить французский: система школьного образования США.