Слушать, слышать и лечить: метод Альфреда Томатиса

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Все мы что-то слышали о пользе музыкотерапии, влиянии различных мелодий на настроение и даже порой на самочувствие. Музыкальные ритмы и тембры действительно оказывают воздействие на нервную систему. Однако теория Альфреда Томатиса, применяемая в мире на практике уже более 50 лет, базируется на развитии мышц уха, ответственных за умение слышать звуки различной частоты, и их влиянии на высшие нервные функции. Эта методика не только помогает изучать иностранные языки и виртуозно владеть собственным голосом, занятия по курсу Альфреда Томатиса способствуют коррекции некоторых патологий и излечению отклонений в развитии детей. Как это работает и в каких случаях метод Томатиса наиболее эффективен, рассказывает MedAboutMe.

Газированная минеральная вода при беременности: какая минералка помогает снять симптомы токсикоза?

От тошноты и токсикоза: что пить, чтобы чувствовать себя лучше?

Открытие Альфреда Томатиса

Открытие Альфреда Томатиса

Изначально Альфред Томатис, французский врач-отоларинголог, работал над исследованиями о связи голоса и слуха, занимаясь с вокалистами, «потерявшими» голос в процессе пения. Однако в процессе изучения проблемы были выявлены и другие аспекты с более широкими возможностями.

Первое, что установил Томатис на научном уровне: слышать и услышать — не одно и тоже. То, что интуитивно знают все, доктор подтвердил при помощи экспериментов. Слуховое восприятие — это пассивная способность рецепторов улавливать волны различной частоты. А чтобы услышать, необходимо активно обрабатывать информацию, поставляемую рецепторами.

Если в процессе передачи информация теряется или мозг в силу тех или иных причин не способен ее обработать, то возникает парадокс: человек имеет отличный слух, но, например, не воспринимает речь. Также особенности процесса обработки информации могут быть настолько трудоемкими для организма, что это вызывает утомляемость, нарушения внимания, нестабильное эмоциональное состояние, нарушения в общении, социальных связях. Более того, поскольку ухо — довольно сложный орган, отвечающий и за работу вестибулярного аппарата, то нарушения восприятия информации могут сопровождаться искажением передачи сенсорной информации, перенапряжением других органов восприятия.

Вторым аспектом открытия стала возможность тренировать процесс восприятия и совершенствовать процесс обработки достаточно несложным образом: заставляя мелкие мышцы внутри уха тренироваться посредством передачи им звуков различной частоты. Таким же образом различные отделы мозга совершенствуют навыки обработки входящих сигналов.

Что это за звуки? Томатис сконцентрировался на двух направлениях: музыке и звуке голоса.

Не просто музыка: разница вызванных потенциалов

Не просто музыка: разница вызванных потенциалов

Однако недостаточно просто слушать музыку. Хотя направление музыкотерапии — значительная часть альтернативных методов медицины, и доказано влияние музыки на процесс обезболивания, улучшение состояния больных Альцгеймером, гипертонией, применение различных тембров и ритмов при нарушении психоэмоционального состояния, для тренировки умения слушать этого недостаточно.

Альфред Томатис создал аппарат, передающий звуки необходимой частоты не только в слуховой проход, но и способствующий вибрационному типу трансляции звуков через костную ткань. Музыка, используемая при терапии, регулируется по частоте в зависимости от результатов диагностики, добавляются и убираются именно те частоты, слышать которые ухо необходимо «научить».

Помимо этого, учитывается влияние различных частот на головной мозг: высокочастостные потоки способны «заряжать» мозг энергией, помогая концентрации внимания, восприимчивости к обучению, стимулируя воображение и творческие способности.

Низкие звуки, наоборот, вызывают чрезмерную вибрацию и способны утомлять как мозг, так и тело.

Еще один вариант звуков, используемых в методике Томатиса, направлен на обучение детей с речевыми отклонениями. Учеными доказано, что при внутриутробном развитии дети не только слышат, но и воспринимают окружающие звуки, и это откладывается в памяти и влияет на речевые и эмоциональные процессы.

Наиболее частый звук, доносящийся до плода, это голос матери. Однако, проникая сквозь ткани тела и амниотический барьер, голос искажается. Осваивая структуру, интонационные особенности и произношение слов родного языка, ребёнок слышит звуки с частотой более 8 000 герц. При терапии по методике Томатиса записанную материнскую речь подвергают обработке, приближая ее в звучании к тому, что слышит ребёнок в процессе вынашивания. Это позволяет улучшить усвоение языковых особенностей и восполнить недостатки в процессе восприятия информации, влияющие на речевые функции и некоторые особенности поведения.

Доктор Томатис и ряд специалистов, исследовавших эту область науки, доказали, что голосом мы способны воспроизводить только те звуки, которые слышим, и слышим активно. Этот эффект, влияющий на произношение, знаком каждому, кто пытался петь в шумном помещении: даже управлять своим голосовым аппаратом, не слыша себя, непросто. А если «внутренние помехи» при передаче звуков мешают ребёнку действительно слышать, то и речевая функция не сможет быть сформирована в соответствии с нормами.

Еще один аспект методики базируется на нейрофизиологии: за полноценное восприятие звуковой информации отвечает правое ухо человека. Это наиболее эффективный и энергосохраняющий путь, так как правое ухо передает информацию в левое полушарие, где расположен речевой центр. Если же информация в силу индивидуальных особенностей в большем объёме поступает через левое ухо (и это не связано с проблемами слуха), то, прежде чем быть «услышанными», данные проходят через правое полушарие, после чего поступают в левое. Такой путь передачи задействует больше связей, чем необходимо, затрачивается энергия, снижается концентрация внимания на других процессах. И это также можно исправить.

Кому это нужно?

Кому это нужно?

Изначально Томатис создавал методику для певцов. Впоследствии, видя влияние терапии на здоровых людей, ее адаптировали для тех, кто испытывал какие-либо проблемы со слухом и речью. Наконец, многочисленные исследования и коррекции программы подтвердили ее эффективность для детей с такими диагнозами, как алалия, дислексия, синдром гиперактивности с нарушением внимания, нарушениями сенсорики различной этиологии, логоневрозами. Томатис-терапию также используют как часть общего курса коррекции при аутизме.

Методика Томатиса помогает формировать аналитические навыки при слушании, понимание речи, улучшать концентрацию внимания и повышать способности к обучению, восприятию информации. Ее успешно используют при повышенной чувствительности к различным звукам и изучению иностранных языков, а также для снижения общей утомляемости и для повышения эмоционального фона у детей и взрослых.

Как это работает?

Как это работает?

Тренировки мышц уха и системы обработки звуков производятся посредством подачи контрастных сигналов высокой и низкой частоты. При подаче низких частот мышцы расслабляются, возбуждение коры головного мозга снижается, при воздействии высоких звуков — наоборот. Благодаря эффекту костной проводимости специальное вибрирующее устройство, встроенное в аппарат в виде наушников, звук в перерывах между разночастностными сигналами воспринимается также через кости черепа.

Различные интервалы, выставляемые индивидуально в зависимости от потребностей пациента, позволяют обучать систему обработки слуховой информации гибко реагировать на сигналы, улучшать внимание и восприятие.

Личный опыт

Екатерина Собжак

Курсы по методике Томатис нам посоветовал нейропсихолог. К этому моменту в качестве диагноза в карте у ребёнка было «последствия перинатальной энцефалопатии», говорили об алалии, синдроме дефицита внимания без гиперактивности, но по факту было видно: девочка легко возбуждается, устает, раздражительна, имеет трудности с произношением звуков и характерные вокализации в голосе, да и заговорила поздно…

Курс методики начали после обследования у специалиста, и, в целом, обследование и сами занятия проходили по одной схеме: ребёнок надевал наушники с дополнительной «штучкой» сзади и слушал музыку. Сначала просто как сопровождение рисованию или играм с конструктором, потом – вместе с логопедическими занятиями. Выглядело все довольно «обычно», и, если бы я не читала про научные обоснования, вряд ли решилась бы на подобные курсы.

Однако после первых же занятий стала видна разница, сначала в поведении: несколько сеансов повлияли на дочь так, как на меня, наверное, пара недель в СПА-отеле в разгар рабочих стрессов. Ребёнок стал значительно спокойнее, собраннее, не реагировал на мелкие провокации младшего брата. Умиротворенное радостное дитя, у которого все хорошо. Ушли дневные и ночные истерики, явления энуреза, энкопреза. Подтянулась речь.

После первого курса был вполне ожидаемый «откат», часть симптомов вернулась, однако Томатис дал нам уверенность, что все неврологические проявления – всего лишь признаки заболевания, а никак не вредности характера или кризисов, на что часто надеются родители. И что все преодолимо, надо только заниматься и верить в ребёнка.

Комментарий эксперта

Светлана Каширина, консультант метода Томатис-центра
«Мир Ощущений»

В нашем центре метод Томатис практикуется с 2005 года. Этот метод лежит в основе нашего подхода в работе с детьми.

Метод Томатис давно зарекомендовал себя во всем мире. Являясь психолого-педагогической дисциплиной, а именно, как назвал его сам А.Томатис, психо-фоно педагогика, он помогает развить речевые и коммуникативные навыки, улучшить психоэмоциональное состояние, улучшить состояние равновесия и моторной сферы, решить проблемы концентрации внимания и памяти.

Что важно знать о методе?

  1. Услугу Томатис может оказывать только сертифицированный специалист, прошедший специальное обучение. Обучение специалистов методу Томатис проходит в несколько этапов с присвоением соответствующей квалификации, которая позволяет специалисту применять различные техники метода. Чем выше квалификация специалиста, тем большим арсеналом техник он владеет, и тем шире спектр областей, с которыми он может работать.
  2. Применение метода «Томатис» возможно только с использованием технического средства, названного «Электронное ухо». «Электронное ухо» – это система, позволяющая мозгу реактивировать перцептивную организацию и управлять нашим звуковым окружением. «Электронное ухо» разработано так, что создает контрастное звучание, вызывающее сокращение мышц среднего уха.
  3. Оборудование. Иногда возникает вопрос об используемом оборудовании. Конечно, это должно быть официально произведенное оборудование. Уровень сложности техники соответствует уровню подготовки специалиста. Чем выше уровень подготовки, тем сложнее может быть оборудование и его технические возможности.

Профессор Томатис работал совсем на других аппаратах, соответствовавших уровню технической мысли и прогресса того времени. Современные аппараты созданы с учетом нынешних технологий. Но везде используется основной принцип, разработанный Альфредом Томатисом, принцип электронных переключений. Основнымм факторами успешного выполнения процедуры являются сам аппарат, создающий эффект Томатис, специальные наушники с костным проведением, и специалист. Важным условием является также качество источника звука, поэтому во всех современных аппаратах используются цифровые носители. Раньше приходилось очень часто перезаписывать и менять магнитные ленты и кассеты.

Но на первый план успешности всегда выходит работа специалиста, который разрабатывает и пишет для пациента индивидуальную программу.

Применение метода Томатис возможно в любом возрасте, так как на различных этапах развития и жизни он помогает решать разные задачи. Если речь идет о маленьком ребёнке, это могут быть аспекты моторного и речевого развития, если речь о школьнике, то могут рассматриваться аспекты проблем с обучаемостью, когда речь о взрослом, то могут быть скорректированы особенности психо-эмоционального состояния, концентрации внимания и динамизма. Для мозга не существует ни выходных, ни отпуска.

Перед началом занятий по методу Томатис ребёнок или взрослый проходят первичную аудио-психо-фонологическую консультацию. Она включает в себя, в первую очередь, развернутую беседу, сбор анамнеза, диагностику и прохождение теста Томатис, если это возможно. Этот тест имеет особенное значение в методике «Томатис»: он позволяет проанализировать функциональные возможности уха, выявляя его слабые и сильные стороны. Для проведения такого теста необходимо иметь специальное оборудование – аудиометр и, желательно, изолированное помещение.

Перед началом теста дается устная инструкция, поэтому ребёнок, проходящий тест, должен понимать речь и обладать сформированной произвольной деятельностью.

По результатам консультации, собранного анамнеза, изучения медицинских документов, интерпретации результатов теста консультант предложит индивидуально разработанную программу с определенным количеством сессий.

Обычно сессия занимает от 8 до 15 дней по 1,5-2 часа в день с учетом выявленных проблем, возраста клиента и его индивидуальной динамики. Занятия по методу Томатис носят интенсивный характер. Это ежедневные занятия. В процессе сессии безболезненно для процесса можно сделать перерыв максимум до 3 дней. Длительность перерывов между сессиями, время для адаптации и присвоения навыка составляет от 1 до 3 месяцев,[cite title="Личный опыт" src="/upload/medialibrary/7d6/anonim.jpg"]

Екатерина Собжак

Курсы по методике Томатис нам посоветовал нейропсихолог. К этому моменту в качестве диагноза в карте у ребёнка было «последствия перинатальной энцефалопатии», говорили об алалии, синдроме дефицита внимания без гиперактивности, но по факту было видно: девочка легко возбуждается, устает, раздражительна, имеет трудности с произношением звуков и характерные вокализации в голосе, да и заговорила поздно…

Курс методики начали после обследования у специалиста, и, в целом, обследование и сами занятия проходили по одной схеме: ребёнок надевал наушники с дополнительной «штучкой» сзади и слушал музыку. Сначала просто как сопровождение рисованию или играм с конструктором, потом – вместе с логопедическими занятиями. Выглядело все довольно «обычно», и, если бы я не читала про научные обоснования, вряд ли решилась бы на подобные курсы.

Однако после первых же занятий стала видна разница, сначала в поведении: несколько сеансов повлияли на дочь так, как на меня, наверное, пара недель в СПА-отеле в разгар рабочих стрессов. Ребёнок стал значительно спокойнее, собраннее, не реагировал на мелкие провокации младшего брата. Умиротворенное радостное дитя, у которого все хорошо. Ушли дневные и ночные истерики, явления энуреза, энкопреза. Подтянулась речь.

После первого курса был вполне ожидаемый «откат», часть симптомов вернулась, однако Томатис дал нам уверенность, что все неврологические проявления – всего лишь признаки заболевания, а никак не вредности характера или кризисов, на что часто надеются родители. И что все преодолимо, надо только заниматься и верить в ребёнка.

ти.

Метод Томатис самостоятельная, логически законченная дисциплина, но в некоторых конкретных случаях может быть дополнена другими дисциплинами и мероприятиями:

  • занятия с психологом для ребёнка с задержкой психо-речевого развития или нарушением психо-эмоциональной сферы;
  • занятия с логопедом-дефектологом для ребёнка с задержкой речевого развития, сенсорно-моторной алалией. Так как в момент прохождения сессий улучшается восприимчивость, слуховой анализ, частотная дифференциация, концентрация внимания, тренируется способность дифференцировать и обрабатывать речевые звуки, улучшается артикуляция, интонация и ритм речи. Занятия с логопедом проходят на другой, более организованной основе;
  • посещение остеопата;
  • занятия с нейропсихологом;
  • занятия ЛФК, особенно для детей с задержкой или проблемами моторного развития.

В сочетании с другими дисциплинами метод Томатис может стать хорошим катализатором и платформой для дальнейшего развития. Улучшая процесс восприятия, анализа, обработки информации, метод Томатис делает возможным присвоение того или иного навыка быстрее и качественнее.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Центр управления здоровьем: современный подход

Газированная минеральная вода при беременности: какая минералка помогает снять симптомы токсикоза?

От тошноты и токсикоза: что пить, чтобы чувствовать себя лучше?

Лифтинг-сыворотка с электролитами: что это и кому нужно

Лифтинг-сыворотка с электролитами может стать важной частью вашего антивозрастного ухода. Что это за косметика и кому она нужна?
Опубликовано 26.01.2017 17:33, обновлено 17.04.2020 18:58
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

«Немой» ребенок: причины и следствия мутизма
Если ребенок нормально ведет себя с родными, но замыкается при виде незнакомца и не может выдавить ни слова – скорее всего, у него мутизм. Что делать?
Опыт реабилитации ребенка-аутиста в Канаде
Опыт диагностики, реабилитации, школьного обучения и просто жизни ребенка с аутизмом в Канаде – интервью отца мальчика-аутиста для MedAboutMe.
Насколько реален диагноз «СДВГ»?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – удел современных малышей? Какие проблемы он в себе скрывает и требует ли лечения?
Европейский опыт реабилитации детей с аутизмом
MedAboutMe взял интервью у мамы ребенка с ранним аутизмом, которая поделилась опытом – как помогают детям-аутистам в Германии.
Поговори со мной: альтернативная коммуникация для аутистов
Что такое альтернативная коммуникация и каким образом она может помочь наладить общение людям, страдающим аутизмом.
Что делать, если малыш заикается
Если ребенок заикается, это вызывает серьезную озабоченность родителей. Как помочь малышу преодолеть эту неприятность, чем ему помочь.