Нормальное развитие: что умеет ребенок в 3 месяца?

Статью проверил кандидат медицинских наук
Симонов Дмитрий Владимирович

Что должен уметь малыш в 3 месяца? Как он меняется, и что из этих изменений специалисты оценивают как норму? Рассказываем про новости: что происходит, когда исполняется 3 месяца ребёнку, развитие в течение этих четырех недель, признаки отставания.

Физическое развитие: изменение тела

Физическое развитие: изменение тела

Малыш все более активен, и это не удивительно.

  • За третий месяц он набирает в среднем 800 грамм. Бурный набор веса первых двух месяцев заканчивается: мышцы работают и требуют свою «долю» энергии.
  • Рост увеличивается в среднем на 3-4 сантиметра, растут грудь и голова, а масса головного мозга увеличивается на 40-50 г.
  • Хотя мышцы еще не очень хорошо координированы, пора следить за ребёнком и не оставлять его одного на пеленальном столике или кроватке без бортиков!
  • Головку пора не только хорошо держать: в 3 мес. ребёнка развитие мышц спины и шеи позволяет ее поднимать, поворачивать и приподниматься на локтях, а порой и на вытянутых ручках! Когда же ребёнок на руках у взрослых, он активно смотрит по сторонам, поворачивая голову и не «роняя» ее. Если поддержать его под мышками с упором в поверхность, то ножки будут отталкиваться от нее, сгибаясь в коленях.

Бурно развивается мелкая моторика. Свои руки – предмет особого внимания. Ребёнок их осматривает, ощупывает, сжимая и разжимая кулачки и захватывая пальцами все, что попадется. Хороший момент для раннего развития сенсомоторных навыков: давайте малышу трогать и играть с предметами с разными поверхностями и массой: легкие и тяжелые погремушки, шершавые и гладкие предметы, ткани, мешочки с наполнителями.

Психоэмоциональное развитие трехмесячных детей

В 3 мес. ребёнка развитие идет бурными шагами. Малыш становится «контактным», узнает родных в лицо и по голосу (а также маму по запаху).

  • Острота зрения и умение фиксировать взгляд позволяют следить за перемещением предметов, которые находятся на расстоянии до 60 см от лица. Начинается реакция на отражения в зеркале, хотя пока что себя ребёнок, конечно, не узнает.
  • Самое приятное достижение – умение смеяться! Кроха не только улыбается при виде любимых людей, но и показывает весь комплекс оживления, включая заливистый смех.
  • Плачет он теперь тоже более разнообразно: может сердиться, пугаться, по крикам можно понять, когда он голоден или хочет спать. Появляются первые вокализации – растягивание звуков, почти гуление. Это – основы будущей речи.
  • В 3 мес. ребёнку развитие требуется в основном социальное. Ученые доказали, что именно общение с окружающими, их реакции, физический и эмоциональный контакт, начиная с трех месяцев и до года – залог хорошего интеллектуального развития вплоть до школьных лет.
  • Малыш сейчас не просто наблюдает, но и пытается взаимодействовать, выстраивать связи, по-своему коммуницировать с окружающими людьми.
  • Ночной период сна стал преобладать и постепенно стабилизируется. Спят сейчас дети около 15 часов в день, и 9,5 часов из них в течение ночи.

Признаки, которые требуют обращения к врачу

Признаки, которые требуют обращения к врачу

Разумеется, все нормы развития усредненные, кто-то развивается чуть быстрее, кто-то медленнее. У недоношенных деток свои нормативы коррегированного возраста. Но для тех, кто родился в срок, являются тревожными следующие маркеры проблем:

  • ребёнок не может удерживать голову;
  • отсутствует реакция на шум – не поворачивает голову;
  • не следит глазами за ярким предметом;
  • не тянется к игрушкам, не пытается ухватить, удержать погремушку;
  • нет реакции на появление родных;
  • нет улыбки, звуков при контакте.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.
Опубликовано 12.10.2020 11:17
Рейтинг статьи:
4,3

Использованные источники

One year of high-quality early education improves outcomes for low-income infants, toddlers / Noreen Yazejian, Donna M. Bryant, Sydney Hans, et al. // Child Development February 8, 2017
Пропедевтика детских болезней. 3-е изд., доп. и перераб. / учебник под редакцией Воронцова И. М., Мазурина А. В. // СПб: ООО «Издательство Фолиант» 2009

Читайте также

Не правша и не левша: амбидекстрия у ребенка – это хорошо или плохо?
Что надо знать о двурукости: бонусы и минусы, особенности и опасности амбидекстрии.
Развитие ребенка в 6 месяцев: что пора уметь?
Что пора уметь малышу после полугода: основные навыки и умения.
Детские рисунки на тему ЗОЖ: закрепляем полученные знания
Ребенку задали нарисовать рисунок на тему ЗОЖ? Это отличная возможность для формирования нужных навыков.
Как разговорить ребенка: новые методы речевой терапии при аутизме и ЗРР
Ученые: методика PRT помогает стимулировать и развивать речь лучше, чем все остальные.
Такой разный пубертат: мифы и правда про половое созревание
Что родителям нужно знать о половом созревании детей: новые тенденции, заблуждения и советы.
Интеллект у детей: 5 новых факторов развития
Умный ребенок: американские ученые определили, от чего зависит интеллектуальное развитие детей.