Как помочь первоклашке пойти в школу без тревог?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

На пороге первое сентября, и для многих детей оно станет первым школьным днем. Скорее всего, будущий ученик уже встретился со школьным психологом, прошел тестирование и готов к вступлению в новый этап. Но родители все равно тревожатся и с напряжением ждут результатов первых школьных дней. Как помочь себе преодолеть тревоги, а ребёнку — помочь начать учиться, рассказывает MedAboutMe.

Врачу, исцели себя сам

Врачу, исцели себя сам

Во-первых, начать надо с собственного состояния. Если мама переживает, так как помнит свой негативный опыт и переносит его, моделируя неприятные ситуации для ее малыша в школе, это отражается не только на состоянии взрослого, но и влияет на ребёнка. Скрытые, подавленные тревоги и переживания дети отлично «считывают» и начинают необоснованно бояться, за компанию с родителями.

Поэтому ради ребёнка надо постараться самостоятельно или при помощи психолога преодолеть свои страхи, пережить негативный опыт и настроиться на позитив. А будущему ученику тем временем можно рассказать смешной, забавный случай из своей школьной жизни, перечитать ему книги о маленьких школьниках и их проказах, показать фотографии своего класса, друзей.

Оцениваем слабые стороны детей в готовности к школе

Оцениваем слабые стороны детей в готовности к школе

Как известно, готовность к школе оценивается по различным критериям. В зависимости от предпочтений называют критерии по-разному, также различаться может их количество. Однако в готовность непременно входят следующие блоки умений и навыков:

  • интеллектуальный: оценка развития внимания, нескольких типов мышления, памяти, восприятия, речи, воображения. По сути это вехи функционального созревания структур головного мозга, которые должны быть достигнуты для начала освоения школьной программы;
  • волевой (часть психо-физиологической и эмоциональной готовности): умение следовать инструкциям и режиму, ставить цели, намечать план действий, преодолевать сложности, оценивать результат, уметь управлять импульсными поступками. Появляется в среднем с шести лет при помощи взрослых в оформлении основных структур волевого действия;
  • блок физической готовности: отсутствие ограничений по состоянию здоровья, наличие развитой крупной и мелкой моторики;
  • психологический блок, куда включается как школьная мотивация, так и готовность расстаться с мамой;
  • социальный, умение общаться в кругу сверстников и взрослых, заводить друзей, отвечать на вопросы учителей, понимать источники проблем в конфликтных ситуациях.

Все эти умения и готовности, называясь умными словами, подразумевают не такие уж сложные возможности и знания, в среднем присущие всем нейротипичным (боящимся остаться в одиночестве) 6-7 летним детям. Однако родители, как правило, знают, что в какой-то момент их ребёнок может спасовать или наоборот, показать себя с не лучшей стороны. Возможность распознать причины тревог — половина успеха в подготовке ребёнка к школе.

Варианты помощи ребёнку и родителям

Варианты помощи ребёнку и родителям

Чаще всего родители беспокоятся за успешность в учебе и социальную сторону адаптации: сможет ли ребёнок нормально общаться в школе, привыкнуть к режиму, обратиться к учителю или постоять за себя в конфликтных ситуациях. Найдет ли верных друзей «на века», не будет ли обижен учителем?

На чем сосредоточиться, чтобы снизить вероятность появления проблем?

Во-первых, стоит напомнить себе, что ребёнка уже приняли в школу, значит, посчитали готовым к процессу обучения.

Во-вторых, подготовиться материально: закупить (желательно совместно с ребёнком) и выдать будущему первоклашке все, что положено иметь к началу занятий, попутно повторив названия ластиков, линеек, поучившись отличать, какой учебник и тетрадь нужны для какого предмета, открыть книги, познакомить в общих чертах с парой будущих тем и задачек. Первые пару месяцев дети будут адаптироваться, привыкать к школе, и задания в это время не особенно отличаются от того, что уже делали в детском саду. Знание, что, придя в школу, ребёнок сможет справиться с рисованием черточек или высчитыванием количества точек, придаст ему уверенности в себе и укрепит мотивацию «быть хорошим учеником».

В-третьих, не надо ждать немедленной социализации. Никто не учился в школе без единого друга, однако это не означает, что в первый же день первоклашка вернется домой с закадычным другом, будет центром компании или начнет отвечать на уроках на каждый вопрос. Всем нужно время на адаптацию, стоит вспомнить себя на новом месте работы, и все станет понятно. Поэтому ни в коем случае нельзя ежедневно допытываться «с кем ты подружился, кто твой друг, о чем вы говорили», не надо вызывать повышенный интерес к естественному процессу социализации, создавая из него проблему. Друзья появятся, надо только дать им время проявить себя.

В-четвертых, и вот тут уже начинается профилактическая (или коррекционная, при наличии негативного опыта) работа, очень желательно начать прорабатывать все возможные школьные ситуации. Но не в виде схем и нотаций, а в формате, наиболее подходящем для дошкольника, в игре.

В игровой форме стоит пройти все этапы школьной жизни: подъем с утра, завтрак, сборы в школу. Вход через турникет (подготовить карточку), а вот вдруг много народу в дверях. Как зайти в класс, как зайти, если опоздал, как попросить ластик или отреагировать, если толкнули, как выйти в туалет во время урока — все мелкие ситуации, проработанные с ребёнком заранее, помогают ему не только чувствовать себя увереннее, но и не рассеивать внимание от учебного процесса на бытовые мелочи.

Важно: нарабатывание социальных навыков возможно только в игре. Пусть мама станет первоклашкой, а ребёнок — мамой. Учителем, будущим другом или хулиганом. Пусть мишка, заяц и Молния МакКвин придут в один класс и начнут совершать все возможные ошибки, а фея Винкс не будет знать, как ей лучше познакомиться с куклой Машей на переменке.

Пусть мама-первоклашка с утра покапризничает, а папа-первоклассник не будет желать есть суп в столовой или рисовать черточки на уроках. Все эти ситуации не только помогут ребёнку подготовиться, но и дадут возможность родителям понять, как себя ощущает будущий ученик, что он ожидает и чего опасается. И действовать превентивно, профилактически.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.
Опубликовано 25.08.2016 17:08, обновлено 17.04.2020 19:06
Рейтинг статьи:
4,6

Читайте также

Выбираем школу: от замысла до результата
Частные и государственные школы: что лучше? Как правильно выбрать школу для первоклассника? Какие школы бывают, каковы их преимущества?
Дети идут в первый класс. Как подготовить ребенка к школе
Дети идут в первый класс. Как сделать безболезненной и максимально комфортной адаптацию ребенка к новой жизни?
Школа: первый раз в первый класс
Вам и вашему ребенку предстоит очень важный шаг в новую жизнь? Тогда пригодятся наши советы о том, как облегчить довольно сложный переход из дошкольного возраста.