Как мелкая моторика связана с общим развитием детей

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

На каждом этапе своего взросления дети осваивают определенную группу навыков. В промежуток времени от одного года до двух лет одним из самых важных занятий должно стать развитие мелкой моторики. Это основополагающий навык: от того, насколько успешно ребёнок им овладеет, зависит его дальнейшее развитие и эффективность последующего обучения.

У новорожденного центральная нервная система практически не развита. У него нет контроля даже за собственными конечностями — движения ручками и ножками у младенцев хаотичные и бесцельные. С возрастом двигательные навыки начинают прогрессировать. Особенно если родители целенаправленно уделяют этому внимание.

Почему для развития ребёнка так важна мелкая моторика

Почему для развития ребёнка так важна мелкая моторика

Специалисты называют моторикой всю совокупность совершаемых движений — как произвольных, так и последовательных. Их результатом становится конкретное действие — взять ручку, начертить линию, бросить камешек и т.д. Подобная активность для взрослого человека естественна: он даже не задумывается о том, как двигаться. У маленьких детей все сложнее, им приходится буквально нарабатывать такой опыт.

Моторика бывает двух видов:

  • крупная — она связана с «автоматическими» движениями целой группы мышц;
  • мелкая — это четкие и точные движения верхних конечностей (включая пальцы), а также способность координировать их с работой глаз.

Получение навыков мелкой моторики считается фундаментом для дальнейшего развития ребёнка и формирования его будущих способностей. В итоге моторика рук дает толчок к развитию всего интеллекта.

Научно установлено, что развитость мелкой моторики тесно связана с развитием у малыша речи: она стимулирует и этот процесс. Кроме того, активизируя движение детских пальчиков, родители закладывают основу для освоения других важнейших навыков — умения самостоятельно одеваться, писать, рисовать, пользоваться ножницами и столовыми приборами.

Какие правила должны соблюдать родители

Когда детям менее двух лет, то практически единственная эффективная форма обучения — игровые занятия. Решение задачи взрослым облегчает тот факт, что здоровые малыши, как правило, очень любознательны. Буквально с первых месяцев жизни они пытаются дотянуться своими пальчиками до самых разных предметов, которые оказываются в их поле зрения. Объектом исследования может стать бутылочка для кормления, мамины очки, заколка в ее волосах и многое другое.

К двум годам развитие ребёнка выходит на определенный уровень. Он уже достаточно осмысленно тянется к предметам, берет их в руки, с удовольствием перекладывает с места на место. И это означает, что обучающую игру можно затеять с самыми простыми бытовыми вещами. Такие развивающие игры не требуют никаких особых денежных затрат — только желание и свободное время мамы или папы.

Еще одно правило, которое требует обязательного выполнения — подобные игровые упражнения ребёнку необходимо осваивать только вместе со взрослыми. Большинство обучающих методик используют в своих занятиях мелкие предметы — бусины, фасолины, пуговицы и т. д. Опасно оставлять ребёнка наедине с объектами такого масштаба: это чревато заглатыванием предметов и другими опасными ситуациями. К тому же поначалу некоторые упражнения покажутся малышам слишком трудными, делать их придется только вместе с родителями.

Не стоит забывать и о том, что упражнения надо выполнять последовательно, постепенно их усложняя. Только после того, как детям дается решение простых задач, можно переходить к более сложным. Освоение навыков мелкой моторики при этом будет идти поступательно, шаг за шагом, а сам ребёнок не будет ни скучать, ни уставать.

Какие упражнения можно предложить детям до двух лет

Какие упражнения можно предложить детям до двух лет

Развитие мелкой моторики ребёнка идет и естественным порядком — по мере его взросления. Однако определенные упражнения позволяют ускорить этот процесс, направить развитие ребёнка в нужное русло, сделать акцент на конкретной категории занятий.

До полутора лет весьма эффективным считается упражнение с такими простыми предметами, как тесьма, лента, шнур и т.д. В пару к ним можно использовать любые фигурки с отверстиями — шайбы, бусины, кольца. Дети будут с удовольствием «шнуровать» эти объекты.

Для самых первых занятий желательно брать шнур покороче, чтобы малышам было легче освоиться. В целом рекомендуемая длина — не более 25 см. На одном конце шнура или тесьмы должен быть наконечник, при помощи которого удобно нанизывать объекты, а на втором конце — большой узел, препятствующий падению фигурок.

Начинать можно с чисто механических движений — нанизать фигурки на шнур, а потом снять их. Возможно, в первое время даже понадобится помощь взрослых. Однако по мере взросления и развития ребёнка упражнения можно усложнять. Предложите ему при нанизывании сортировать фигурки по определенному признаку. Например, выбирать только красные или только зеленые.

Если это не просто бусинки, а, к примеру, пластиковые фигурки животных, то можно еще больше разнообразить упражнение. Как вариант, собирать их в определенном порядке — вначале всех кошечек, потом собачек, потом мишек и т.д. При этом попросите малыша самого называть, каких именно зверюшек он отобрал.

Еще одно простое упражнение, которое не потребует от родителей никаких дополнительных затрат — сортировка мелких объектов. Это могут быть ракушки, кубики, пуговицы, горошины, фасолины. С их использованием существует множество различных упражнений. Можно сортировать и раскладывать объекты по размеру, по цвету или по форме. Это стимулирует не только мелкую моторику, но и навыки мыслительного анализа.

Ближе к двум годам при помощи таких упражнений можно тренировать уже не только мелкую моторику ребёнка, но и память с наблюдательностью. Так, мама может собрать фигурки пластиковых зверюшек в определенной последовательности, а потом попросить малыша повторить это. Еще одно полезное упражнение — поиск «лишней» фигуры. Например, на шнур нанизано много круглых бусин и одна квадратная, или много зеленых фигурок и одна синяя. Попросите разобрать все фигурки, снять их со шнура и нанизать снова, но уже без «лишнего» предмета.

Старайтесь, чтобы такие занятия были для малыша в радость. При любых признаках усталости или потере интереса, меняйте род деятельности. Не забывайте всячески хвалить своего ребёнка, даже за небольшие успехи.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

LED-лучи в косметологии: что могут и как пользоваться?

LED-терапия — это лечение светом, причём разных цветов. Меняя их в девайсе, можно решить различные проблемы кожи.

Жировые ловушки: самые эффективные способы коррекции проблемных зон на лице и теле

Откуда берутся жировые ловушки и как от них избавиться? Эффективные способы коррекции проблемных зон — в нашей статье.

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.
Опубликовано 24.12.2018 15:27, обновлено 17.04.2020 18:20
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Оценка навыков самостоятельности поведения и мелкой моторики у страдающих эпилепсией детей дошкольного возраста / Лендрайтене Э.B., Петрушявичене Д.П., Андронавичюте Ю.P., Вapжaйтите Л.А., Крищюнас А.Й. // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова 2014 Т. 114 №4-2

Читайте также

Мелкая моторика: этапы развития
Для человека предметная деятельность, выполнение разнообразных движений пальцами - имеют очень большое значение. Узнаем об этапах развития мелкой моторики малышей.
Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года
Чтоб сократить этапы развития мелкой моторики и оптимально подготовить кисть к более сложной предметной деятельности и навыкам письма, существуют доступные способы.
Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет
Как развивать мелкую моторику у детей 3-4 лет? Какие игры и упражнения использовать в обучении? Читайте в нашей статье.
Развитие общей моторики детей
Что такое общая моторика? Как развивается общая моторика у детей? Какие игры и упражнения нужно включить в развитие ребенка? Читайте в нашей статье.
Упражнения для развития мелкой моторики с года до трех
Важные этапы двигательного развития, и в том числе мелкой моторики, пройдены, но начинаются не менее значимые и интересные. Узнаем, чем помочь ребенку, как облегчить задачу?
Игры для развития мелкой моторики
Мелкая моторика — это важные двигательные навыки руки ребенка, развитие которых подготавливает овладение предметной деятельностью и письмом. Ускорят эволюцию веселые игры.