Дети и их общение в коллективе

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Хорошо, если малыш растет открытым и дружелюбным. Тогда нет проблем с его отношением к детскому саду или яслям — ребёнок охотно собирается по утрам, не плачет, когда остается в группе с другими детками. Общение со сверстниками делает из маленького человека личность, позволяет выработать собственный характер и формирует собственное отношение к общепринятым правилам. Такой ребёнок вряд ли пойдет на поводу у другого, более сильного малыша, сможет быстрее адаптироваться в будущем в рабочем коллективе. Дети, зачастую, болезненно переносят первые дни нахождения в детском саду из-за неподготовленности к новой обстановке и новым людям, а также в силу скромности, замкнутости или возможному отсутствию опыта общения с другими малышами.

Новый круг общения глазами ребёнка

Новый круг общения глазами ребёнка

Ребёнок прожил свои неполные три года в любви, ласке и нежности. Рядом всегда были родные и заботливая мама или бабушка. Большой мир не был таким страшным, огромным и загадочным. Первое расставание с родителями на весь день кажется малышу трагедией, особенно если сын или дочь все время проводили только с мамой.

На своей территории у малыша была свобода действий — редкие родители в процессе воспитания своего сокровища приучают его с рождения к определенному распорядку дня. Чаще всего, любимое чадо укладывалось в постель после десяти вечера и вставало ближе к десяти утра. И уж конечно, любимая бабушка или мама старались кормить маленького диктатора не по расписанию, а когда он захочет. Или, наоборот, пичкали его весь день всякими вкусностями вперемешку с присказками «за папу, за маму». А в саду какая-то чужая тетя заставляет есть ненавистную овсянку и нисколько не заботится о том, что сейчас ребёнку хочется скушать конфету или яблоко.

Но хуже всего другие дети — они кричат, дерутся, отбирают игрушки. Или смеются, что еще хуже, если малыш не успел попроситься в туалет и испачкался. А еще девочка Лена принесла красивую куклу и не дает с ней поиграть. И что делать с мальчиком Мишей, который все время норовит стукнуть чем-то побольнее?

Это лишь небольшой перечень страхов, наполняющих детскую душу в процессе привыкания малыша к детскому саду и мешающих ему наладить нормальные отношения со сверстниками.

Особенности общения детей

Чтобы помочь своему ребёнку адаптироваться в обществе, родителям следует знать некоторые тонкости психического развития юного сорванца:

  • дети до 3 лет не имеют ярко выраженных собственнических настроений. Именно в трехлетнем возрасте малыш начинает проявлять осознанное стремление к охране своих границ и своего имущества от чужих поползновений — это мое отражение в зеркале, это моя комната, это моя машинка. На чужой территории ребёнку сложно отделить свое от чужого, смириться с тем, что кто-то еще имеет право на игрушку или горку. Он просто не понимает этого и боится такой ситуации;
  • в этом возрасте некоторые дети хотят быть лидерами, стараются доминировать в игре. Такая проблема характерна для единственного ребёнка в семье, привыкшего получать по первому требованию любую игрушку или привыкшему впадать в истерические настроения при малейшем намеке на отказ. Дети-эгоисты плохо заводят новые отношения, не понимая, почему он должен кому-то что-то уступать. С такими сверстники общаются неохотно, часто задирают или просто отстраняются;
  • охотнее всего детки идут на контакт со старшими ребятами, тянутся к ним и стараются подражать, копируя манеру поведения. Часто со сверстниками в одной группе им скучно, особенно если ребёнок опережает ровесников умственно или физически.

Развитие каждого малыша строго индивидуально, возможно, у него потребность в партнере для игр наступит гораздо позже. Или же он просто слишком застенчив и ему требуется время на преодоление собственных страхов.

Как отражается воспитание на способность коммуникации

Любовь к своему ребёнку — вещь естественная, не вызывающая сомнений и не требующая доказательств. Другое дело, если она выражается в неуемном желании всегда быть рядом, в старании оградить драгоценное чадо от мнимых и реальных опасностей на всех этапах его жизни. Воспитание в этом случае сводится к вольному или невольному внушению маленькому человечку понятия о том, что хорошо ему может быть только с мамой или бабушкой. Такой порядок дел исключает полностью участие в жизни малыша чужих людей. Обостряется ситуация тем, что женщина, посвятившая себя полностью воспитанию подрастающего сына или дочери, не имеет подруг или не общается с родственниками, тратя все свое время на создание тепличных условий для своего дитя. Все дети стараются подражать своим родителям и добровольное затворничество мамы способно сыграть с ребёнком злую шутку — он просто не видит необходимости в поиске партнера по играм.

Другая крайность — слишком авторитарное воспитание. В семьях с подобным отношением к подрастающему поколению мнение ребёнка не учитывается. Любой протест подавляется криком или физическим воздействием, родители считают, что право главенства принадлежит только им. Все проблемы решаются криком, угрозой, воспитание заключается в диктатуре и «строгом» отношении к ребёнку. Дети, выросшие в подобной атмосфере, замыкаются, плохо идут на контакт со сверстниками или, наоборот, слишком агрессивны и не терпят рядом ничьего присутствия.

Как родителям помочь ребёнку наладить отношения со сверстниками?

Как родителям помочь ребёнку наладить отношения со сверстниками?

Прежде всего, малыша нужно выслушать. Не отмахиваться от его впечатлений о первом посещении детского сада, ссылаясь на занятость или усталость. Внимание к переживаниям ребёнка всегда благодатно сказывается на дальнейших отношениях с ним, не только в семье, но и в детском коллективе.

Если малыш просто не хочет находиться в новом месте один, можно первые несколько дней побыть с ним в саду, корректируя попутно его поведение. Присутствие родного человека поможет ребёнку правильно адаптироваться к незнакомой обстановке, настраивает его на спокойный, доброжелательный лад.

Возможно, в новом коллективе кто-то обидел малыша, назвал неприятным словом или ударил. В этом случае следует внимательно отнестись к его рассказу и попросить воспитательницу как-то повлиять на ситуацию. Важно, чтобы ребёнок чувствовал участие своих родителей в его жизни, заинтересованность и желание помочь. Этого можно достичь путем грамотного, лояльного воспитания, которое позволит сформировать у малыша силу воли, характер и уверенность в себе.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 17.07.2017 10:07, обновлено 17.04.2020 18:48
Рейтинг статьи:
4,0

Читайте также

Развитие общения у детей от 0 до 7 лет
С первых дней жизни ребенок начинает развивать свои коммуникативные навыки. Какие особенности у каждого этапа?
Развитие общения детей дошкольного возраста
Какие этапы проходит малыш в возрасте от года до семи лет? Что важно знать о каждом из них?
Развитие навыков общения у детей
Как развить в ребенке общительность? Как помочь детям дошкольного возраста чувствовать себя уверенно с незнакомыми людьми? Читайте в нашей статье.
10 фактов о детях: особенности мозга, скелета и общения
Интересные факты о росте и развитии детей, подтвержденные исследованиями, которые заставят многих улыбнуться.
Развитие ребенка: приобщение к музыке
Когда-то звучание музыки уподобляли игре небесных сфер. Спустившись на землю, музыка внесла свои коррективы в развитие ребенка
Что нужно знать о трудностях с общением у детей
Становление навыков общения дошкольника не всегда идет гладко. Ситуацию прокомментирует детский психолог-педагог.