Арт-терапия: повышаем самооценку ребенку

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Маленький ребёнок узнает о том, кто он и какой, опираясь на мнение о нем самых близких людей — родителей. Иногда оно портится ожиданием взрослых людей. Мать или отец могут ждать от ребёнка, что он будет расти послушным, понимающим, трудолюбивым, общительным и так далее. Список требований взрослых к детям достаточно высок и когда они не реализуются, родители могут расстраиваться или злиться, думая, что это «ребёнок какой-то не такой», не хочет их понимать, слушать, растет капризным, неумелым, неспособным. Если об этом часто говорить детям, то их самооценка снижается. Однако взрослые часто не учитывают то, что дети в принципе не умеют «делать» назло, мстить или не слушаться специально, пока не достигнут сознательного возраста.

Поведение ребёнка, когда оно не устраивает родителей, почти всегда зависит от его чувств, потребностей, атмосферы в семье и отношений матери и отца между собой. Именно на это нужно обращать внимание взрослым, когда они задумываются над тем, как сделать так, чтобы ребёнок рос более уверенным и смелым.

Формирование самооценки — показатель внутриличностных проблем детей или его отношений с родителями. Что делать, если самооценка ребёнка низкая? Помочь могут упражнения по арт-терапии. Выполненные дома, они способствуют сплоченности всех членов семьи и приводят к тому, что ребёнок начинает лучше понимать себя, некоторые его травмы могут «пролечиться», он учится по-другому относиться к себе и другим, видеть свои достоинства, защищать границы, может стать более общительным.

Ценность арт-терапии для всей семьи и практические упражнения в этой статье.

Арт-терапия для детей и родителей

Арт-терапия для детей и родителей

Арт-терапия — уникальный метод работы с детьми и взрослыми, позволяющий заглянуть во внутренний мир человека. Взаимодействие с изобразительными средствами и образами, которое происходит во время работы, дает возможность увидеть себя с другой стороны, осознать комплексы и найти ресурсы личности. Их понимание и развитие часто происходит бессознательно — особенно это актуально для ребёнка, потому что в дошкольном возрасте у него еще недостаточно развиты аналитические функции мозга. Работая в технике арт-терапии, родители и ребёнок играют, рисуют, лепят — получают удовольствие и решают проблемы поведения.

Самооценка — грань личности, являющаяся важной и неотъемлемой частью характера ребёнка. С помощью техник арт-терапии ребёнок получает возможность утвердиться в своей значимости и уникальности, найти, за что можно себя похвалить, стать сильнее, избавиться от напряжения и почувствовать раскрепощенность.

Упражнения с изобразительными средствами

Помочь ребёнку преодолеть личностные комплексы всегда лучше с помощью средств, которые ему понятны. Детям часто недоступны разговоры, объяснения и анализ — им понятен язык чувств, символов, образов и предметов. Арт-терапевтические упражнения полезны детям, которые нуждаются в повышении самооценки.

Коллаж

Данная техника подходит детям старшего дошкольного возраста и школьникам. Предложите ребёнку поиграть в игру. Она будет заключаться в том, чтобы создать коллаж. Тема для его составления может быть любая, но она должна отвечать детской проблематике — в данном случае повышению самооценки. Например, коллаж «мои мечты», «я», «я в будущем», «мои лучшие качества», «мой внутренний мир» или «моя вселенная». Чем младше дети, тем доступнее и проще должна звучать тема. Для развития самооценки, нужно, если в теме коллажа ребёнок будет главной фигурой.

Приготовьте ватман и журналы, из которых можно вырезать картинки. Для работы могут также понадобиться клей, краски, карандаши, украшения, цветная бумага. Озвучьте тему и принимайтесь за творческую работу. Важное условие: родитель должен принимать активное участие в игре вместе с ребёнком, но не делать за него, не диктовать, куда что клеить, а быть рядом, помогать, поощрять, хвалить и всячески поддерживать.

Для этой работы следует взять фото ребёнка, которое нужно поместить в центр ватмана. Вокруг своей фотографии ребёнок обычно самостоятельно наклеивает картинки, которые, по его мнению, отвечают теме работы. Родитель должен направлять ребёнка вопросами или подсказками, особенно, если тот затрудняется в выборе. «Давай сделаем картину твоих достижений. Помнишь, как быстро ты научился кататься на велосипеде?» — (ребёнок ищет соответствующую картинку и наклеивает ее). Обычно после таких подсказок дети с увлечением начинают вспоминать все, что им когда-то хорошо удавалось, и за что они бы хотели себя похвалить. На ватмане можно рисовать, украшать свое фото или дополнять красками картинки из журналов.

Рисунок

«Нарисуй себя сильным (храбрым, отважным, имеющим много друзей)» — инструкция для этого упражнения. Если ребёнок затрудняется, можно помочь ему — подсказать, с чего начать, помочь, сделать первые штрихи.

Получившийся рисунок можно также дополнить вырезками из журналов — это может быть сильный лев, тигр, отважный боец и так далее — все, что ассоциируется у ребёнка с силой, уверенностью, смелостью.

Хорошо, если родители «подключаются» к этой работе, подбадривая ребёнка похвалой. Детям совсем не нужно говорить, над чем идет работа — она должна быть для него игрой, где мама или папа играют вместе с ним. Это не только поможет осознать самооценку и повысить ее, но и заручиться поддержкой взрослых и почувствовать их внимание, что также способствует формированию целостности и благополучия личности.

Упражнения с фотографиями

Для этого упражнения понадобятся фотографии ребёнка — от рождения до настоящего момента. Сначала их можно вместе рассмотреть, вспоминая забавные ситуации и важные жизненные периоды. После этого следует предложить разложить фотографии в соответствии с возрастом, начиная с самого младшего.

Когда дети изучают свои фото, у них обычно возникает много вопросов. Важная роль в этой игре отведена родителям — во время игры они рассказывают ребёнку, как сильно любят его, какой он молодец, что у него получалось в 2, 3, 4 года и так далее.

Новый альбом ребёнка

Новый альбом ребёнка

Можно предложить ребёнку составить новый фотоальбом — так, как захочет он. Фотографии можно просто разложить или наклеить в альбом, главное, чтобы во время упражнения у детей сформировалось ощущение собственной значимости и ценности. Как достичь этого? Назначая фотографии новое место, можно украсить их — добавить картинки, вырезки из журналов, главное, чтобы ребёнку понравилось то, что он создает, и он почувствовал радость и гордость от того, что любуется собой.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.
Опубликовано 09.01.2018 15:50, обновлено 17.04.2020 18:38
Рейтинг статьи:
4,8

Читайте также

Волшебное творчество: дети и арт-терапия
Дети любят рисовать или делать поделки из пластилина? Как использовать эти увлечения с пользой для их здоровья?
Сенсорная интеграция: терапия непонятных нарушений развития
Сенсорная интеграция: как отличить детские капризы от нарушения обработки сенсорной информации? Когда надо воспитывать, а когда – идти к специалисту.
Самооценка ребенка и оценки в школе
Школьное обучение сейчас является центральной частью жизни ребенка. Но хорошие оценки – не главное в этой жизни, родители должны понимать это.