Адаптация к школе: как помочь ребенку-первокласснику

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Начало обучения и адаптации ребёнка к школе — особенная и волнующая пора как для самого малыша, так и для его родителей. Маленький школьник вступает в другой, совершенно незнакомый ему мир, где его ожидают не только увлекательные встречи с новыми друзьями, но и непростые испытания, связанные с учебой и появлением первых «взрослых» обязанностей.

Каковы особенности школьной адаптации у первоклассников и что можно предпринять, чтобы помочь ребёнку максимально быстро и безболезненно миновать сложный период? Ответить на эти и другие вопросы родителям поможет специальный «ликбез» от MedAboutMe.

Психология ребёнка: особенности адаптации первоклассников к школе

Психология ребёнка: особенности адаптации первоклассников к школе

Адаптация представляет собой процесс перестройки организма, направленный на приспособление последнего к новым условиям. При переходе ребёнка к школьному обучению такая перестройка затрагивает, в первую очередь, познавательную, эмоционально-волевую и мотивационную сферы его личности.

Главная сложность, с которой сталкивается малыш, впервые перешагнувший порог школы, — это предъявление ему достаточно строгих, непривычных для него требований. Интересы и желания ребёнка отступают на второй план; происходит вынужденная перестановка приоритетов в пользу таких понятий, как «дисциплина», «ответственность», «самостоятельность». После беззаботного периода жизни, проведенного в играх и не сопряженного с серьезными ограничениями или запретами, новая жизнь представляется малышу скорее скучной и утомительной, нежели яркой и по-настоящему интересной.

Особенности адаптации первоклассника к школе заключаются также в резкой смене характера и целей деятельности, что обусловлено началом активного процесса обучения. До момента поступления ребёнка в школу в качестве привычного досуга для него выступала игра, не требующая обязательного достижения каких-либо конкретных результатов. Теперь же для малыша приобретает актуальность именно необходимость стремления к определенному результату, подлежащему впоследствии учительской оценке.

Значительное влияние на психоэмоциональное состояние ребёнка оказывают и условия, связанные с его пребыванием в новом коллективе и участием в процессе совместной деятельности. Интенсивное взаимодействие с учителями и одноклассниками требует наличия у ребёнка развитых коммуникативных навыков.

Известно, что период адаптации легче всего проходит у детей, подготовленных к школе, то есть обладающих достаточным опытом общения, приученных к соблюдению режима и знакомых с нормами поведения в учебном коллективе. Лучшей базой для привития малышу такого рода навыков считается детский сад, целенаправленно формирующий в ребёнке качества, необходимые для его полноценного перехода к школьному обучению.

В среднем, школьная адаптация первоклассников длится от полутора до трех месяцев. Такая разница бывает обусловлена индивидуальными особенностями психологии каждого ребёнка и степенью готовности малыша к школе. Сочетание двух обозначенных факторов предопределяет уровень адаптации, свойственный тому или иному новоиспеченному школьнику.

Три уровня школьной адаптации

Три уровня школьной адаптации

Определить, как происходит адаптация ребёнка-первоклассника к школе, родителям помогут следующие признаки:

  • Высокий уровень адаптации. 
Малыш с удовольствием ходит на занятия, не испытывает трудностей в освоении программы, позитивно отзывается об учителе, дружит с одноклассниками, активно участвует в школьной жизни, проявляет искренний интерес к учебе.
  • Средний уровень адаптации. 
Необходимость посещения школы не вызывает у ребёнка отрицательных эмоций; малыш ладит с одноклассниками, выполняет школьные поручения, способен справляться с типовыми задачками и упражнениями. Однако при этом он нуждается в подробном объяснении учебного материала и периодическом контроле со стороны учителя; концентрируется на заданиях лишь в том случае, если предмет изучения ему интересен.
  • Низкий уровень адаптации. 
Отзывы первоклассника о школе и обо всем, что с ней связано, носят индифферентный или отрицательный характер. Малыш постоянно ищет повод, чтобы не пойти на учебу; часто жалуется на плохое самочувствие. В поведении малыша доминирует подавленное настроение; в школе имеют место систематические нарушения дисциплины. Отмечаются выраженные сложности с усвоением учебного материала; самостоятельная работа затруднена; присутствует необходимость в непрерывном учительском контроле. Общение с одноклассниками не выходит за рамки формального.

    Проблемы адаптации у первоклассника: дополнительные симптомы и признаки

    Проблемы адаптации у первоклассника: дополнительные симптомы и признаки

    О нарушении у ребёнка школьной адаптации может сигнализировать ряд характерных тревожных симптомов:

    • хроническая усталость;
    • нестабильность настроения;
    • повышенная тревожность;
    • ухудшение аппетита;
    • проблемы со сном;
    • головные боли;
    • диспепсические расстройства;
    • снижение иммунитета;
    • в тяжелых случаях возможно развитие серьезного невротического расстройства (невроза навязчивых состояний, заикания, энуреза и пр.)

    Появление у ребёнка вышеуказанных симптомов в первые недели школьного обучения должно являться для родителей сигналом о необходимости своевременного обращения к детскому психологу. Специалист определит, в чем заключается проблема адаптации, и найдет действенные пути для ее быстрого и эффективного решения.

    Кроме того, не стоит забывать, что дети весьма чувствительны к геомагнитным колебаниям — вы можете воспользоваться сервисом МетеоДоктор для уточнения погодных условий на текущий день. Не ругайте вашего малыша, если в какой-то день он стал капризным, плаксивым и раздражительным — возможно, дело в колебаниях атмосферных параметров.

    Как помочь ребёнку-первокласснику в адаптации: советы родителям

    Как помочь ребёнку-первокласснику в адаптации: советы родителям

    Минимизировать возможные проблемы адаптации первоклассника к школе взрослым поможет соблюдение несложных рекомендаций:

    • Проявляйте искренний интерес к школьной жизни ребёнка, его проблемам и достижениям. Постарайтесь всегда быть в курсе взаимоотношений своего чада с учителем и одноклассниками. Не жалейте времени на общение с малышом; ведь сейчас ему особенно необходимы родительские поддержка, тепло и внимание.
    • Обеспечьте в доме благоприятную для маленького школьника психологическую атмосферу. Поддерживайте в ребёнке позитивную самооценку, настраивайте его на успех и непременное одержание победы над временными трудностями адаптации.
    • Разработайте совместно с ребёнком рациональный и при этом комфортный для малыша распорядок дня. Готовое расписание поможет маленькому школьнику чувствовать себя увереннее и не упустить из вида важные повседневные мероприятия.
    • Уделите повышенное внимание организации правильного питания для ребёнка. Рацион первоклассника должен быть не только здоровым, но и максимально сбалансированным, то есть способным обеспечить детский организм всеми необходимыми витаминами и микроэлементами.
    • Начинайте день с позитивных моментов; не забудьте сказать несколько добрых напутственных слов, прежде чем отправить ребёнка на занятия. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша было достаточно времени, чтобы собраться в школу в нормальном режиме.
    • Не относитесь пренебрежительно к жалобам малыша на ухудшение самочувствия. Помните о том, что даже самые безобидные, на первый взгляд, симптомы могут указывать на проблемы адаптации.
    • Воспитывайте в ребёнке самостоятельность. Безусловно, сопровождать в первое время малыша в школу — обязанность каждого ответственного родителя. Но что касается подготовки портфеля или уборки разбросанных игрушек в детской комнате — с такими делами первоклассник должен учиться справляться самостоятельно.
    • Донесите до ребёнка мысль: учитель — это человек, который посвятил свою жизнь тому, чтобы дарить детям знания, а значит, относиться к нему следует с доверием и уважением. Не допускайте в присутствии своего чада высказываний, которые могли бы подорвать в его глазах авторитет педагога.
    • Не лишайте малыша игр и общения со сверстниками, даже если его успехи в школе не вызывают у вас удовлетворения. Научитесь договариваться с ребёнком; вне зависимости от обстоятельств, откажитесь от критики, угроз, ультиматумов и тем более — физических методов наказания. Осуществляйте систематический контроль над положением дел в школе, но делайте это без излишнего фанатизма.

    Учитывайте возможные особенности адаптации вашего ребёнка, исходя из уровня его подготовленности к школе, специфики темперамента и навыков общения. Прилагайте усилия к тому, чтобы помочь малышу преодолеть все трудности, обусловленные теми или иными личностными факторами, — и период адаптации пройдет для него и для вас быстро и безболезненно!

    Использованы фотоматериалы Shutterstock

    Читайте далее

    Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

    Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

    Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

    При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

    Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

    Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

    Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

    Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
    Опубликовано 01.09.2016 11:11, обновлено 24.08.2021 11:00
    Рейтинг статьи:
    4,4

    Использованные источники

    Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
    Проблема адаптации к школьному обучению у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / Филькина О.М., Кочерова О.Ю., Воробьева Е.А., Пыхтина Л.А., Шанина Т.Г. // Вопросы практической педиатрии 2009 Т. 4 №3
    Факторы адаптации первоклассников к школе / Соловьёва Д.Ю. // Вопросы психологии 2012 №4

    Читайте также

    Школа: как помочь адаптации
    Поступление в школу – очень важное событие в жизни ребенка. Сейчас малышу как никогда нужна поддержка близких, чтобы справится со стрессом и укрепиться в новом статусе.
    Дети идут в первый класс. Как подготовить ребенка к школе
    Дети идут в первый класс. Как сделать безболезненной и максимально комфортной адаптацию ребенка к новой жизни?
    Основные психологические проблемы при адаптации ребенка к школе
    С какими сложностями сталкиваются дети, когда начинают ходить в школу? Как помочь справиться с ними?