Как приучить ребенка к дисциплинированности?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Детское непослушание часто связывают с отсутствием дисциплинированности. Почему ребёнок не слушается и не выполняет указания старших? Что стоит за непослушанием в семье, детском саду и школе? Какие методы помогут взрослым непросто приучить ребёнка слушаться старших, а вызовут в нем желание относиться к просьбам с уважением?

Привычка перевоспитывать ребёнка

Если ребёнок с раннего детства не приучен к простым правилам поведения, то, взрослея, он столкнется с рядом проблем. Чаще всего, они касаются отношения с окружающими и общения. Детей, которые постоянно нарушают правила в коллективе — не понимают и ругают учителя, сверстники сторонятся завязывать с ними близкие отношения. Однако, каждому ребёнку хочется дружить, играть в игры и знать, что он принят в обществе. Отсутствие дисциплинированности может стать веской причиной к тому, что появятся проблемы в сфере общения и отношений.

Семья — это первый институт, в котором формируется личность ребёнка. Его любовь к дисциплине целиком и полностью зависит от того, какой «тон» в этой области зададут родители. Если они сами не соблюдают простейшие правила поведения и отношений в семье, то ребёнок, когда они начнут требовать от него то же самое, скорее всего, проигнорирует просьбы. Поэтому, давить на ребёнка, чтобы он изменился — почти бесполезно. Родителям, сначала, нужно задуматься над отношением к себе, жизни, окружающим людям, чтобы понять, какой пример они показывают детям.

Причины недисциплинированности у ребёнка

Причины недисциплинированности у ребёнка

Отсутствие четкого режима дня. То, как ребёнок соблюдает режим сна, отдыха и питания, зависит от того, приучен ли он к этому. Когда дети с детства привыкают к порядку, взрослея, им легче справляться с дисциплинарными требованиями, которые, как правило, возрастают. Их рост наблюдается еще в детском саду, когда воспитатели требуют тишины, организовывают игры и занятия. Позже, педагоги в школе выставляют требования всему классу и каждому ребёнку отдельно. В семье «живут» свои требования и, часто, от того, как они соблюдаются, зависят отношения детей и родителей.

Бывает так, что ребёнок никогда не слышал о том, как нужно правильно вести себя в общественном месте — банке, поликлинике, магазине. Некоторые родители совершают ошибку, когда игнорируют семейное обучение детей. Они не рассказывают им о том, почему необходимо сдерживать физическую активность, где следует снижать тон голоса и зачем людям уважать психологическое пространство друг друга. Для того, чтобы ребёнок что-то умел, его, сначала, нужно этому научить. Первые навыки формируют как раз родители.

Дети не приучены соблюдать дисциплину в бытовых и организационных моментах. Это проявляется в нежелании умываться и заправлять постель, привычке бросать одежду где попало, оставлять вещи не на своих местах. С маленького возраста, малыш должен знать, что у каждой вещи в доме есть свое место, и она должна находиться там.

Противоречивые требования взрослых. Когда ребёнка воспитывают несколько поколений сразу — мама, папа, бабушка и дедушка живут вместе — тогда, часто, они выставляют к нему разные требования. От их характера зависит формирование дисциплины в семье.

Непонимание в семье отражается на детях

Случай из личной практики.

На прием привели ребёнка 6 лет, с жалобами на то, что, в последнее время он стал абсолютно неуправляем: устраивает истерики по любому поводу, грубит и хамит родителям, не выполняет простые просьбы и поручения. В результате работы, выяснилось, что ребёнок находится в близком контакте не только с родителями, но, также, с бабушкой и дедушкой — все члены семьи проживают на одной территории. Требования, которые выставлялись ребёнку в семье, сильно противоречили друг другу. Так, мать и отец пытались приучить сына к порядку, не позволяли ему манипулировать, не давали поблажек, учили доводить любое дело до конца. Бабушка, чаще всего, в отсутствии дома родителей, демонстрировала ему противоположное отношение к быту и организованности. Ей было жалко внука, над которыми, по ее мнению, «Просто издевались родители» — лишали детства и портили ему настроение. Оставшись наедине с ребёнком, бабушка «включалась» в такую игру, как «Давай ослушаемся маму с папой и ничего им не скажем». Таким образом, она целый день могла развлекать ребёнка, делала все за него, а когда с работы возвращались родители, было сказано, что сын выполнил обязанности самостоятельно — полил цветы, покормил кота и тому подобные.

В результате таких «партизанских» семейных игр, у ребёнка начал формироваться внутренний конфликт. С одной стороны, он активно пользовался тем, что дает ему бабушка, потому что это приносило много радости и удовольствия, а с другой — внутри него рождалось сильное сопротивление нечестному поведению. Он ощущал себя, словно, между двух огней, видел конфликт между взрослыми и думал, что с ним что-то не так. В данном случае, совместная семейная психотерапия помогала взрослым договориться между собой. Как только напряжение между ними снизилось, ребёнок успокоился, стал более дисциплинированным и даже начал выполнять просьбы взрослых с радостью.

Рекомендации родителям

Рекомендации родителям
  • Приучая детей к порядку, нужно придерживаться выбранной позиции и не отступать от нее, даже если дети буду сильно капризничать и сопротивляться.
  • Родителям важно помнить о том, что, ребёнку нужно сначала оказать внимание, а затем выставлять требования. Так, он в хорошем настроении пойдет выполнять поручение.
  • Мотивация — двигатель развития дисциплинированности. Когда ребёнок четко знает, для какой цели он совершает то или иное действие, в нем рождается больше желания и сил делать это. А если, после этого, он получает похвалу или другое поощрение, то стремление к соблюдению правил, также, увеличивается.
  • Следует оценить количество разрешений и запретов в семье. Если последнее явно имеют преимущество, то, ребёнок вынужден часто сдерживать свои эмоциональные порывы, когда не может получить то, что хочет. В результате этого, много энергии тратится на подавление чувств и у него не остается сил на то, чтобы выполнять просьбы родителей.
  • Дети станут легко слушаться того, кто является для них авторитетом и с кем налажены доверительные отношения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 02.01.2019 11:23, обновлено 17.04.2020 18:19
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

Как влиять на ребенка, не наказывая его?
Воспитание без наказания: правила, советы и рекомендации.
Как воспитать гениального ребенка?
Каждый ребенок рождается маленьким гением. Как развить природные способности детей?
Методы обучения детей правилам личной безопасности
Беспокоитесь за безопасность ребенка? Помогите ему освоить базовые навыки осторожности и самозащиты.
Как побороть лень у ребенка: полезные советы родителям
Откуда берется лень у ребенка? Как ее преодолеть без лишних нервов и конфликтов? Советы родителям.
Как родителям не избаловать детей?
Что нужно делать родителям, чтобы не избаловать детей?
Раннее воспитание детей: рекомендации родителям
Как вырастить из ребенка полноценную личность? Начать процесс осознанного воспитания как можно раньше.