Что делать, если ребенок отстает в развитии: начинаем с обследований

Статью проверил кандидат медицинских наук
Симонов Дмитрий Владимирович

Когда появляется сомнение в том, что развитие у ребёнка не соответствует норме, первые мысли о том, что делать и к кому бежать? Родители часто не знают, с чего надо начинать. Такие инструкции не дают на курсах подготовки к родам и не пишут в статьях по прикорму. Никто не ожидает проблем – и при их возникновении оказываются в растерянности.

MedAboutMe расскажет, к каким врачам идти в первую очередь и какие обследования нужны. Некоторые из них могут удивить. Но они нужны: задержка развития не всегда означает, что все дело в работе мозга.

Врач невролог при задержке развития: зачем нужен и что он смотрит

Врач невролог при задержке развития: зачем нужен и что он смотрит

Невролог оценивает работу нервной системы (НС) – в том числе и головного мозга. Это первый врач при подозрениях на задержку развития, аутизм, алалию и т. д. (хотя порой терапевт может сразу же направить к лору или офтальмологу по косвенным признакам нарушений).

Невролог проводит общий осмотр, делает первый анализ функций НС с проверкой рефлексов, тонуса мышц и назначает маршрут обследований.

Зачем нужен общий осмотр ребёнка? На теле есть так называемые стигмы дизэмбриогенеза, малые пороки развития, которые закладываются еще в первом триместре беременности. Они есть практически у каждого – в единичных количествах. Но если их пять и больше – то это уже сигнал о возможной проблеме.

Какие малые пороки развития встречаются чаще всего?

  • Множественные или большие родинки.
  • Непропорциональная длина шеи, кожные складки на ней.
  • Размер рта.
  • Форма подбородка – скошенный, выступающий и т. п.
  • Большое расстояние между глазами.
  • Укороченная уздечка.
  • Язык необычной формы (например, раздвоенный).
  • Перепонки между пальцами.
  • Ассиметрии лица и т. д.

В общем, все то, что делает внешность особенно индивидуальной. Но если таких стигм много, и в особенности много на голове, то это маркер возможного нарушения развития – речевого, когнитивного, психоневрологического. Причина в том, что кожные покровы, скелет и нервные клетки эмбриона формируются из одного слоя. И внешние искажения могут указывать на внутренние патологии нервной системы, и головного мозга в том числе.

Самая частая причина задержек развития у малышей – незрелость нервных структур. Ребёнку требуется чуть больше времени, чтобы догнать сверстников (и помощь специалистов).

Какие исследования нужны чаще всего?

  • Кровоснабжение тканей мозга

Обследование системы кровоснабжения тканей мозга на дисциркуляторную энцефалопатию (ДЭП). Она часто является следствием гипоксии плода – внутриутробной, в родах, инфекций до и после рождения. Мозг при недостатке кислорода сначала спасает те отделы, благодаря которым тело сможет дышать, питаться, передвигаться – а уж речевые и регуляторные функции получают питание по остаточному принципу. И поэтому могут пострадать.

Важно!

Существует общее мнение, что мальчики, как правило, осваивают язык позже, чем девочки. Это вредное заблуждение, которое существует и сегодня, несмотря на то, что опровергли его еще в 1988 году при помощи масштабного мета-анализа (Psychological Bulletin).

Отставание в речевом развитии не зависит от пола ребёнка, и с мальчиками так же, как и с девочками, не надо ждать 3-4 лет для консультации у врача.

Оценивают кровоснабжение мозга по итогам транскраниального УЗДГ сосудов шеи, УЗИ через родничок, если он еще не зарос, исследование-дуплекс брахиоцефальных сосудов с поворотной пробой.

Чаще всего при таких подозрениях невролог первым делом направляет ребёнка к офтальмологу. Зачем? Потому что осмотр глазного дна может выявить нарушения кровоснабжения головного мозга, повышенное внутричерепное давление и т. д.

  • Внутричерепное давление и наличие новообразований

Повышение внутричерепного давления может быть видно по состоянию родничка – он становится выпуклый, кожа натягивается. Но может быть и не заметно таким образом или появляться уже после зарастания родничка. При этом длительное повышение раздражает мозговые ткани, снижает их питание, вызывает проблемы.

Небольшие новообразования в тканях мозга (опухоль, киста) может не вызывать явных нарушений, но задерживать развитие речи, влиять на слух, зрение или поведение, вызывая аутичную симптоматику.

Как это выявляют?

Если родничок еще не закрыт, то делают ультразвуковое исследование мозга (нейросонография). Оно подходит для обнаружения крупных кист, новообразований, смещения мозговых структур, оценки давления.

Альтернативы – компьютерная или магнитно-резонансная томография (КТ, МРТ). КТ не рекомендуют детям до 14 лет, однако порой возможен только такой вариант. Сложности в обоих случаях заключаются в необходимости спокойно лежать без движения, что детям выполнить непросто. Так что эти варианты назначают под наркозом и, понятно, только после других, более доступных и простых для ребёнка исследований.

  • Наличие очагов повышенной судорожной готовности (эпилепсии)

Не стоит думать, что эпилепсия проявляется только классическим приступом с судорогами, и уж такая болезнь уж точно не пройдет мимо внимания родителей. Эпилепсия может проявляться огромным спектром форм, и часть из приступов можно не замечать очень долго или совсем не видеть – например, если они возникают во сне или проявляются потерей сознания на несколько секунд (что выглядит обычной невнимательностью ребёнка).

Факт!

При геластической форме эпилепсии приступы могут выглядеть как неудержимый смех не к месту.

Из-за судорожной активности ткани мозга могут повреждаться, что способно вызывать аутичное поведение, алалию, задержку психоречевого развития. Кроме того, эпилепсия – противопоказание для многих препаратов, включая ноотропы, которые часто назначают при ЗРР у детей.

Как выявить?

При подозрении на судорожную готовность или фебрильных судорогах в анамнезе показана электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Их бывает три варианта:

  • Обычная – полчаса в «шапочке» с электродами, не особенно информативна при подозрении на эпилептический синдром, если приступ не начнется во время обследования, можно ничего и не заметить;
  • ЭЭГ дневного сна, до трех часов во время «тихого часа» показывает бессудорожную эпилепсию с припадками во сне, а также для исследования работы мозга при переходе от бодрствования к засыпанию и обратно;
  • ЭЭГ ночного сна назначают при наличии эпиочагов при остальных вариантах ЭЭГ, или если ребёнок днем не спит. Это самый подробный метод исследования электрической активности тканей мозга.

Находки отоларинголога: зачем он нужен при задержках развития?

Находки отоларинголога: зачем он нужен при задержках развития?

В идеале нужно обследование у отоларинголога-сурдолога, но если такого специалиста нет – придется ограничиться лором. Зачем?

В программе ОМС есть обследование детей первого месяца жизни – аудиологический скрининг, который помогает выявлять тяжелое врожденное нарушение слуха. Однако нетяжелое или появившееся позднее скрининг не заметит. А нарушения слуха проявляются задержкой психоречевого развития.

Факт!

Стереотипии, однотипные движения, звуки неспециалисты считают признаком аутизма. Однако они бывают также при алалии, задержке психического развития и – это особенно важно – при нарушениях слуха.

Депривация мозга (недостаточное поступление сигналов извне) вызывает напряжение и тревогу, а стереотипное поведение помогает от них на время избавляться.

Причин для нарушения слуха множество – и они могут скрываться под вполне обычными диагнозами. Например:

  • Аденоидит, разрастание аденоидов снижает слух, за ним следует задержка речевого развития, а дальше и психического. Начинаются проблемы при аденоидах третьей степени.
  • Экссудативный отит, частое осложнение долгого насморка. Эта болезнь практически незаметна – боли и температуры при таком отите нет, но из-за скопления жидкости за барабанной перепонкой слух снижается. При этом малыш слышит достаточно, чтобы реагировать на звуки – а вот процессы распознавания слов нарушаются, а значит, не появляется речь.
  • Слуховая нейропатия – диагноз, который аудиологический скрининг не выявляет. Потому что он помогает определять повреждения структуры уха, но не нервных волокон, которые соединяют внутреннее ухо и слуховой центр головного мозга. При этой патологии чужая речь становится неразборчивой, прерывистой, понять ее невозможно – и повторить, разумеется, тоже. 

Проверяет на слуховую нейропатию только сурдолог, и для оценки нужно особое исследование – КСВП-скрининг (регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов).

КСВП-скрининг желателен при всех вариантах задержки развития и обязателен, если у ребёнка подозрение на такие диагнозы, как сенсорная алалия и расстройство аутистического спектра (исследование ученых ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева»).

Без обследования слуха на потенциалы их сложно отличить друг от друга. А методы коррекции в корне разные!

Процедура КСВП-скрининга похожа на энцефалограмму, только электродов крепят меньше, зато есть наушники. К ушам подают звуки разной высоты и громкости и оценивают реакцию нерва и мозга.

Кроме КСВП-скрининга врач может рекомендовать проведение отоакустической эмиссии и импедансометрии. Если у ребёнка значительное снижение слуха, но не тотальная глухота, он может реагировать на звуки, но игнорировать речь – так как ее сложнее воспринимать.

Детский психиатр: что он оценит на приеме?

Детский психиатр: что он оценит на приеме?

К врачам-психиатрам у нас по-прежнему ходить опасаются, а уж ребёнка водить еще страшнее. Как будто там скажут что-то такое стыдное и заклеймят на всю жизнь. На самом деле психиатрия занимается лечением огромного спектра расстройств, которые появляются у совершенно здоровых людей – и проходят, если вовремя дойти до специалиста.

Что оценит детский психиатр во время консультации:

  • Как малыш реагирует на новую обстановку – испугается, закатит истерику, полезет исследовать полки, будет осторожничать и смотреть на родителей и т. д.
  • Наличие тиков, уровень активности.
  • Соответствие нормам возрастного развития – например, складывает ли ребёнок пирамидку, может ли ответить на простой вопрос и т. д.

Психиатр нужен, если у ребёнка отсутствует боязнь опасных ситуаций, есть нарушения внимания, длительные или сильные тики, галлюцинации, избыток агрессии или самоагрессия, а также если поведение мешает его социальной жизни.

Важно!

Психиатры не только назначают препараты даже взрослым. А детям особенно стараются сначала рекомендовать реабилитационные программы, чтобы обойтись по возможности без медикаментов.

По программе ОМС при районных психоневрологических диспансерах можно посещать занятия в дневных стационарах с психолого-педагогическим сопровождением дефектолога, психотерапевта, психолога, логопеда, методами речевой терапии и развития.

Зачем при задержке развития эндокринолог?

Гипотиреоз, заболевание, которое связано с дефицитом йода и снижением секреции гормонов щитовидной железы, у детей до трех лет вызывает задержку физического и психического развития разной степени – от легких нарушений мышечного тонуса до неспособности передвигаться самостоятельно.

Выявляет его врач-эндокринолог по анализу крови на тиреоидные гормоны – ТТГ, Т3 и Т4. При своевременной диагностике все успешно лечится.

Все эти обследования – не панацея. Может быть так, что результаты у ребёнка окажутся отличными, а задержка развития никуда не денется. Но пройти их необходимо. Болезни, которые таким образом выявляют, очень распространены, так что есть вероятность, что проблема будет обнаружена и полностью исправлена. В любом случае лучше знать, с чем придется бороться и в каких направлениях работать.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

LED-лучи в косметологии: что могут и как пользоваться?

LED-терапия — это лечение светом, причём разных цветов. Меняя их в девайсе, можно решить различные проблемы кожи.

Жировые ловушки: самые эффективные способы коррекции проблемных зон на лице и теле

Откуда берутся жировые ловушки и как от них избавиться? Эффективные способы коррекции проблемных зон — в нашей статье.

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.
Опубликовано 22.03.2021 12:16
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Нарушения речевого развития у детей / Макаров И. В., Емелина Д. А. // Социальная и клиническая психиатрия 2017 №4
Gender differences in verbal ability: A meta-analysis. / JS Hyde, MC Linn // Psychological bulletin 1988
Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Фролова О.С., Титова Ю.О. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014 №2
Developmental delay: identification and management at primary care level. / Choo YY, Agarwal P, How CH, et al. // Singapore Med J. 2019 Mar 60(3)

Читайте также

Развивающие игры для детей: учим ребенка считать
Обучающие игры для мальчиков и девочек: готовимся к школе. Развивающие игры для детей: веселый способ научиться считать.
Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев и его особенности
Развитие малышей: особенности новорожденных, основные этапы и их сроки. Как помочь ребенку развиваться правильно?
Ребенку 10 месяцев: развитие, вес и рост малыша
10 месяцев ребенку: развитие, вес и рост. Еще один месяц в календаре — это важный этап жизни: что нового, малыш?
Развитие недоношенного ребенка
Как развиваются недоношенные дети? К какому возрасту они догоняют своих сверстников? Нормы для малышей до года.
Капризы или скачок развития? 10 кризисов младенца
Гид по кризисным этапам в развитии детей до полутора лет: что они делают с ребенком (и с родителями).
Как и когда дети начинают ползать: стили, сроки и советы родителям
В 6 месяцев, после года или совсем никогда: почему все это считают нормой и что именно называют «ползать»?