Учить или кормить? Педагогический прикорм малышей

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

В последние годы среди терминов, относящихся к грудничковому периоду жизни малышей, появился новый — «педагогический прикорм». В противовес педиатрическому, диктующему, в каком возрасте, количестве и очередности надо знакомить ребёнка с твердой пищей, педагогический прикорм не имеет строгих правил в отношении типа овощей, возраста ввода мяса в меню грудничка или количества крупинок желтка. Однако и в данной методике есть свои ограничения, которым необходимо следовать. И, очевидно, есть свои бонусы для родителей и детей. MedAboutMe разбирается в истории, технологии и последствиях нового вида кормления малышей.

Новый тип прикорма? История педагогического кормления

Новый тип прикорма? История педагогического кормления

Если поразмыслить, станет ясно — педагогический прикорм был основным видом кормления детей до появления правил педиатрии. В прежние века мало кто специально готовил монокомпонентные овощные пюре, измельчал мясо и протирал каши сквозь сито, чтобы обеспечить ребёнку соответствующий возрасту рацион питания. Малыш получал маленькие кусочки с общего стола, постепенно знакомясь с привычной взрослым едой и дополняя свое меню новыми блюдами и сезонными овощами.

Понятно, что при полноценном и низкоаллергенном питании семьи детский организм позитивно реагировал на большинство продуктов и ребёнок не испытывал проблем с перевариванием и адаптацией к новой пище.

Что послужило причиной ввода педиатрических требований к прикорму первого года жизни детей?

Во-первых, далеко не во всех домах, как крестьянских, так и среднего сословия поддерживалось необходимое детям разнообразие: питаться только крупой, картошкой и капустой в течение нескольких месяцев помогает выживать, но не развиваться.

Во-вторых, научные и промышленные революции привели к появлению огромного количества пищи повышенной калорийности, с массой добавок, вредных для детского (и взрослого) организма. Но если среднестатистическому взрослому пакет чипсов или конфет с красителем вреда не принесет, то у ребёнка может развиться как аллергическая реакция, так и нарушения функций желудочно-кишечного тракта.

В-третьих, та же промышленная революция потребовала от женщин раньше прекращать грудное вскармливание и выходить на работу, предлагая взамен смеси-заменители грудного молока и пюрированные продукты для грудничков, чтобы сократить время, необходимое для ухода за ребёнком. В яслях, куда во время СССР можно было отдавать ребёнка с двухмесячного возраста, также было намного удобнее использовать для кормления промышленно изготовленные пюре и смеси.

Так постепенно исторический традиционный прикорм был заменен педиатрическим. Учитывая довольно средний уровень грамотности населения в отношении питания грудничков и отсутствие длительного отпуска по уходу за ребёнком, изменения были «во благо».

Зачем родителям и ребёнку педагогика в питании?

Зачем родителям и ребёнку педагогика в питании?

Среди преимуществ педагогического прикорма выделяют следующие:

  • ребёнок начинает есть тогда, когда у него действительно сформирован пищевой интерес. Это значительно снижает вероятность возникновения капризов за столом, отказа от еды, плохого аппетита без физиологических причин, формирования неверного пищевого поведения и переедания;
  • получая ту же еду, что находится в тарелке матери, малыш постепенно адаптируется к ней, так как с грудным молоком он уже имел возможность опосредованно привыкнуть к этой пище. Данный фактор способствует снижению сенсибилизации организма к вероятным аллергенам;
  • раннее знакомство с кусочками пищи помогает быстро развивать навыки жевания, глотания, а также использования столовых приборов. Это развивает не только мышечную систему, но и мозг;
  • пищеварительная система активнее реагирует на мелкие кусочки, чем на пюре;
  • для взрослых очевидна экономия времени и средств: нет необходимости специально готовить или покупать адаптированные для малышей продукты;
  • и еще один бонус для родителей: при возникновении пищевого интереса многие дети (практически все) жаждут узнать, что же родитель тянет в рот. При этом интерес к детскому питанию довольно опосредованный. Чтобы при традиционном педиатрическом прикорме не испытывать проблем, имея за общим столом тянущегося к познанию кроху, специалисты советуют питаться отдельно: ребёнку давать пюре или кашу, а взрослую еду держать и употреблять вне его поля зрения. Это создает определенные сложности в планировании режима дня.

Правила педагогического прикорма: как кормить малыша?

Правила педагогического прикорма: как кормить малыша?

Первое и самое главное правило: педагогический прикорм обязательно сопровождается грудным вскармливанием. Предполагается, что основное питание ребёнка в данном случае — грудное молоко, которое ребёнок получает перед каждым приемом прикорма, а твердая пища — незначительное его дополнение. При искусственном, смешанном вскармливании или недостаточности лактации педагогический прикорм на пользу не пойдет.

Второе правило: предлагать, но не настаивать. У большинства детей пищевой интерес формируется в 6-7 месяцев, когда ребёнок уже уверенно держит голову, сидит, освоил пинцетный захват, а выталкивающий рефлекс языка угас. В таком случае его можно брать на колени во время еды и разрешать исследовать содержимое маминой тарелки, или предлагать ему на собственной посуде микрокусочки (не больше зернышка риса) тех же продуктов, что в данный момент ест мать.

Если интереса к продуктам не возникает, малыш выплевывает или выталкивает языком пищу, знакомство с едой откладывают до следующего раза. Важно также направлять интерес в сторону поглощения пищи, а не размазывания каши по столу.

Правило третье: на столе и в тарелках всех членов семьи должна быть здоровая пища, не содержащая консервантов и острых приправ. Начинать знакомство детского организма с новыми блюдами с колбас, копченой рыбы, жирного мяса категорически нельзя. Причем надо помнить, что для некоторой пищи это ограничение будет действовать до 1,5, 3-х лет и даже дольше. А если грудное вскармливание прекращается, то необходимо строго следовать рекомендациям педиатров о видах продуктов, доступных ребёнку в каждом возрастном периоде.

Минусы кормления как метода обучения

Есть очевидный минус: разрешая ребёнку есть самому, руками с тарелки, а не из специальной ложечки, которую взрослый аккуратно подносит ко рту, родители рискуют значительно увеличить количество грязной одежды, салфеток, нагрудников, а также грязных поверхностей вокруг стола. Моторика ребёнка несовершенна, а интерес к исследованию огромен. Соответственно, способность разрушать чистоту и порядок тоже велика.

Не такой очевидный, но важный минус педагогического прикорма состоит в специфике реакции организма. Несмотря на питание грудным молоком, постепенную адаптацию ферментной системы и общее привыкание ЖКТ, многие продукты по-прежнему могут вызывать аллергию. И выделить ее источник при педагогическом прикорме намного сложнее, чем при раздельном педиатрическом.

Недостатком педагогического прикорма можно считать и необходимость практически постоянного присутствия матери при питании ребёнка и употребление тех же блюд, по крайней мере в первые месяцы введения прикорма.

И еще один минус: достаточно сложно контролировать, насколько потребности детского организма в витаминах, минералах и питательных веществах удовлетворяются при данном типе кормления. Если педиатрический прикорм базируется на расчетах норм рациона ребёнка, то в педагогическом все зависит от аппетита, разнообразия меню семьи и способности организма мамы к лактации. Многие специалисты, в том числе известный педиатр Е. Комаровский не поддерживают подобную практику прикорма, считая ее «бесполезным развлечением для родителей».

Выбор в данном случае — за взрослыми. Мама и папа здорового малыша могут сами определить, что им на данном этапе больше подходит — кормить ребёнка или учить его самостоятельно питаться. Многие родители пытаются, и порой успешно, совмещать оба вида прикорма: например, предлагая на прогулке пюре из баночки малышу на педагогическом прикорме, или постепенно расширяя рацион ребёнка 9-10 месяцев от пюре до кусочков с маминой тарелки. Если здоровье ребёнка от этого не страдает, то приемлемы оба варианта.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 24.08.2017 13:18, обновлено 17.04.2020 18:46
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Современные принципы введения прикорма / Мельникова И.Ю. // Вопросы современной педиатрии 2009 Т. 8 №6

Читайте также

Почему нельзя первым вводить сок в прикормы
Сегодня кардинально пересмотрены сроки прикормов и, особенно, введение в питание детей раннего возраста сока. Почему рекомендации изменились?
Введение прикорма при искусственном вскармливании
Существуют особенности введения прикорма у детей, которые находятся на искусственном вскармливании. Им врачи рекомендуют овощные пюре вводить в рацион пораньше.
Первые прикормы в летнее время: что изменить в схеме?
Если возраст малыша приближается к полугоду летом, существуют нюансы во введении первых прикормов, связанные со временем года.
Мясной прикорм в детском питании
Вводя в рацион питания малыша мясо, нужно соблюдать определенные правила. Можно покупать готовые детские консервы или готовить пюре самостоятельно.
Как правильно вводить прикорм?
Какие существуют требования к начальному прикорму детей? Как определить готовность ребенка? С каких продуктов начинать?
Малыш не хочет привыкать к прикорму
Что делать родителям, если малыш не хочет знакомиться с твердой пищей и пробовать блюда прикорма? Для начала важно понять причину такого поведения.