Трудности общения детей со сверстниками

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Как только мир дошкольника перестает ограничиваться только семьей, для него становится актуальным общение со сверстниками. В первую очередь, он знакомится с другими детьми на площадке, в детском саду или на развивающих занятиях. Поскольку все дети разные, то столкновения интересов и конфликтов не избежать. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь детям преодолеть трудности в общении с другими детьми.

Псориаз кожи головы: симптомы, необходимые лекарства

Симптомы псориаза кожи головы: рекомендованное лечение, назначаемые лекарства, шампуни, витамины.

Важность общения ребёнка со сверстниками

Важность общения ребёнка со сверстниками

Многие взрослые не понимают, насколько важен для детей первый опыт общения, первые ссоры и конфликты. Они считают их чем-то несерьезным и малозначительным. Между тем, от умения общаться с другими детьми зависит общение с людьми в будущем. В детстве закладывается основа всей будущей жизни человека, поэтому важно научить его правильно взаимодействовать как с детьми, так и со взрослыми.

Как правило, общение дошкольников друг с другом более эмоционально, чем со взрослыми. Со сверстниками допустимы резкие интонации, крики, смех, более разнообразная мимика и жесты. Со взрослыми дети разговаривают более спокойно. Для детей младшего дошкольного возраста (2-4 года) характерно познание мира через подвижные игры. Они легко повторяют действия ровесников — вместе кричат, бегают, прыгают. Чем больше других детей вокруг, тем активнее они общаются. Большое значение для них имеют игрушки, которые часто становятся причиной конфликтов — у кого игрушка лучше, у кого такая же есть, кто взял игрушку без спроса и так далее.

Чем старше становится ребёнок, тем больше становятся его познания об окружающем мире. Требования к играм также усложняются. Начиная с 4-5 лет, он больше задумывается о мнении окружающих, особенно своих ровесников. Кроме игрушек, его также начинает интересовать красивая одежда. Для старшего дошкольного возраста характерно стремление к взаимопомощи, сопереживанию, желание дарить подарки друзьям. Дети начинают дружить группами по 2-3 человека и совместно решать, кого брать в компанию, а кого нет. Такой вариант взаимодействия сохраняется и в школьном возрасте.

Дети остро чувствуют отвержение со стороны окружающих и собственное одиночество. Если с дошкольником или младшим школьником не хотят играть, то он ощущает невостребованность. В будущем это приводит к неуверенности в себе, низкой самооценке. Поэтому задача родителей и воспитателей — помочь ребёнку научиться правильно общаться с окружающими.

Трудности в общении с людьми у детей

Общение с людьми — один из самых интересных и самых сложных аспектов человеческой жизни. Взрослые имеют большой опыт и могут научить детей правильно взаимодействовать друг с другом — гасить конфликты, отвечать на агрессию, признавать свои ошибки.

Коллектив дошкольников или подростков достаточно жесток и нетерпим ко всем, кто отличается и выделяется. О незавидной и даже трагической участи «белых ворон» написаны книги и сняты фильмы. К сожалению, взрослые часто не придают значения детским конфликтам, закрывают на них глаза или порой сами поощряют травлю в коллективе — вольно или невольно. Для жертвы конфликта негатив со стороны сверстниками может привести к трудностям в общении с людьми во взрослом возрасте.

Механизм возникновения симпатий и антипатий в детском или подростковом коллективе изучен не до конца. «Популярными» считаются дети по признаку физической силы, материального положения, социального статуса родителей или стиля поведения, находящего отклик у сверстников. Робкие дети, предпочитающие книги коллективным играм или слишком эмоционально реагирующие на колкости и насмешки сверстников, чаще становятся изгоями. Поэтому важно, чтобы в нужный момент им помогали авторитетные взрослые — родители, педагоги или психологи.

Политика невмешательства со стороны взрослых является ошибочной. Люди, которым доверено воспитание детей, должны научить их правильно взаимодействовать друг с другом. Школа и детский сад являются уменьшенными моделями общества. Гармония в человеческом социуме зависит от того, насколько здоровым является общение между разными людьми внутри него. Если основными принципами являются дружба, взаимопомощь, внимание к интересам другого человека, то и общество будет более здоровым. Если в детском коллективе поощряется или игнорируются серьезные конфликты и травля, то последствия для личности человека будут печальными.

Как помочь ребёнку правильно общаться со сверстниками

Как помочь ребёнку правильно общаться со сверстниками

Когда ребёнок входит в коллектив, самым важным для него становится мнение сверстников. Так же, как и для взрослого, для него важно быть заметным, интересным и востребованным. Но это удается далеко не всем детям.

Как взрослые могут помочь детям общаться правильно:

  • отвечать на вопросы детей о поведении в компании ровесников;
  • стимулировать активное взаимодействие с другими детьми на детских площадках, праздниках или в гостях;
  • не критиковать поведение в присутствии сверстников;
  • выяснить, не обижают ли детей в детском саду или в школе;
  • больше узнать об их взаимодействии с педагогами и одноклассниками;
  • помогать детям развивать навыки самопрезентации.

Часто родителей огорчает факт, что их дети не умеют общаться, и с ними никто не дружит и даже обижают сверстники. Если испробованы все средства, а проблема не решается, то следует подумать о консультации психолога или о смене коллектива. В некоторых случаях причины трудностей взаимодействия с другими детьми берут свое начало в семьях. Если в семье недостаточно гармоничные отношения, часто происходят ссоры, конфликты, родители склонны к насилию или имеют какую-либо зависимость, то проблемы у детей вполне вероятны.

Дружная семья, в которой близкие люди всегда поддерживают друг друга, будет хорошей опорой для детей. Ведь семья является моделью общества, так же, как детский сад и школа. Но не все семьи гармоничны, и это негативно отражается на детях. Поэтому важно учить их правильно общаться с любыми детьми и стараться их понимать. Если взрослые внимательны к их внутреннему миру, не игнорируют проблемы и стараются помочь, то таким детям будет проще познавать все многообразие окружающего мира и общаться с другими людьми.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Питание для очищения организма

Злоупотребление лекарствами, нервные срывы, перекусы налету — все это не дает нашему организму работать в полную силу и самоочищаться. Что делать?

Профилактика инсульта: что нужно знать и выполнять?

Инсульт – тяжелое состояние, поражающее и молодых. Профилактика недуга имеет первостепенное значение.

Псориаз кожи головы: симптомы, необходимые лекарства

Симптомы псориаза кожи головы: рекомендованное лечение, назначаемые лекарства, шампуни, витамины.

Девайсы для домашнего ухода за кожей: дома как в салоне красоты

Хотите самостоятельно поддерживать молодость и красоту? Есть домашние девайсы, которые помогут в этом.

Лифтинг-сыворотка с электролитами: что это и кому нужно

Лифтинг-сыворотка с электролитами может стать важной частью вашего антивозрастного ухода. Что это за косметика и кому она нужна?

Как подтянуть овал лица?

Хотите, чтобы овал лица был подтянутым? Мы подскажем, как добиться упругости и свежести лица, как подтянуть дряблую кожу.

Как правильно выбирать гели для микротоков

Специальный гель для микротоков делает лифтинг-процедуру ещё более эффективной. Как правильно выбрать проводящий гель для микротоков?

На ночь глядя: лучшие средства для ухода перед сном

Регулярно ухаживаете за собой? Узнайте, какую косметику рекомендуется использовать перед сном.

LED-лучи в косметологии: что могут и как пользоваться?

LED-терапия — это лечение светом, причём разных цветов. Меняя их в девайсе, можно решить различные проблемы кожи.
Опубликовано 01.12.2017 12:35, обновлено 17.04.2020 18:41
Рейтинг статьи:
4,0

Читайте также

Дневной сон у детей до школы: нужен или нет?
Дневной сон до школы – да или нет? Нужно ли ребенку обязательно спать днем в дошкольном возрасте, если он не хочет ложиться?
В каких случаях ребенку дошкольного возраста нужен психолог?
Ребенок, также как и взрослый, может столкнуться с кризисами и проблемами в жизни. Как понять, что малыш дошкольного возраста нуждается в помощи психолога?
Как родителям избежать детских истерик?
Ребенок капризничает? Ведет себя так, что за него становится стыдно? Существуют способы, помогающие избежать детских истерик и капризов.
Утренняя гимнастика: комплекс упражнений для дошкольников
Не знаете, как приучить своего малыша к утренней гимнастике? Рассмотрим основные принципы ее выполнения и простые упражнения для детей дошкольного возраста.
Виды физических упражнений для дошкольников
Физическое развитие дошкольника должно быть основано на выполнении общеразвивающих упражнений. На какие категории их принято делить?