Синдром 7 сентября: что происходит со здоровьем школьников на второй неделе учёбы?

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Проходит первая неделя учёбы, и вдруг радостный и совершенно здоровый ребёнок сообщает, что он устал, начинает капризничать, раздражаться, а то и заболевает, жалуется на головную боль, живот, горло... Причём линейка под дождём и погода в целом ни причём. Даже тёплым и солнечным сентябрём в начале месяца вдруг увеличиваются обращения к врачам и вызовы на дом. К счастью, как правило, такие «болячки» быстро проходят.

Педиатры отмечают, что это — особенность младших школьников, хотя и все остальные ученики не застрахованы от «синдрома 7 сентября», когда через неделю за партой радость от новых впечатлений уменьшается, а непривычная после каникул нагрузка приводит к неприятным последствиям. Расскажем подробнее, почему же болеют дети после недели в школе.

Что такое синдром седьмого сентября?

Конец лета наполнен приятными, хотя и суматошными событиями — примерка формы, выбор школьных принадлежностей, обзвон друзей и в целом предвкушение нового этапа. Первоклашкам при этом не очень везёт: они, как правило, больше тревожатся из-за неизвестности. А повышенная реактивность нервной системы чувствительна к резким изменениями в жизни (нельзя отрицать, что первый раз в первый класс — это стрессовое событие).

После долгого отдыха летом или привычного уклада детского сада смена обстановки, образа жизни, режима, требований и питания неизбежно сказывается на нервной системе и иммунитете детей. Кроме того, приходится сосредотачиваться на уроках, сидеть без движения, концентрировать внимание.

Важно!

Спровоцировать синдром седьмого сентября могут и родители, если они не подготовили ребёнка к школьному режиму заранее или записали его сразу же на все возможные кружки, секции и дополнительные занятия.

Резкая смена ритма — серьёзное испытание для тела и психики, и иммунная система тоже начинает испытывать перегрузки из-за стресса («Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье»). Добавим к этому новый коллектив и скученность детей в классах, обмен вирусами и бактериями — и получим ребёнка с недомоганием как раз через неделю после начала учёбы: статистика гласит, что чаще всего родители учеников начальных классов осенью берут больничный именно в этот период.

Учёные Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского отмечают, что самыми сложными для адаптации школьников считаются первый класс, 4-5 и 9-10 классы.

Проявления синдрома седьмого сентября у детей

Адаптация к урокам протекает по-разному. Не зря в школьной программе первые недели — время для повторения пройденного и вхождения в режим, а у первоклашек — урезанные часы учёбы.

  • В начальной школе адаптация может длиться 2 месяца, а иногда и дольше.
  • В средней и старшей школе ученики втягиваются в режим обучения примерно месяц.

И в процессе адаптации организму может потребоваться немного покоя, чтобы отдохнуть, разгрузиться от избытка эмоций или побороться с бактериями и вирусами. Как может проявляться синдром 7 сентября? Помимо острых респираторных заболеваний, кишечных инфекций и обострений хронических болезней к нему также относятся такие признаки в конце первой-начале второй недели сентября, как;

  • Подавленность, вялость;
  • Раздражительность, капризы, невнимательность;
  • Отказ от игр и любимого занятия;
  • Изменения в поведении ребёнка;
  • Нежелание рассказывать о школе;
  • Нарушения аппетита и сна.

Когда же ученик привыкает к нагрузкам в школе, входит в ритм учёбы, силы восстанавливаются и симптомы пропадают.

Советы родителям по адаптации ребёнка к школе

  • Чтобы адаптация к школьным будням прошла легче, надо выстраивать режим дня и стараться строго ему следовать — особенно в том, что касается сна. Не разрешайте ребёнку засиживаться допоздна и отсыпаться на выходных, такие нарушения циркадного ритма и сбои внутренних часов вредны даже взрослым.
  • 30 минут смартфона или планшета в день — норма для младших классов, старайтесь её не превышать, и не выдавать гаджеты в вечернее время перед сном — это мешает засыпанию.
  • Не начинайте водить ребёнка на дополнительные занятия в идеале до конца сентября.
  • А вот физические нагрузки и прогулки в это время особенно полезны. Дети смогут сбросить напряжение, накапливающееся в школе, причём не только физическое, но и эмоциональное. Ходьба — особенно по осенним паркам, где волей-неволей глаза сами делают упражнения, разглядывая деревья, велосипед, спортплощадки — ваши друзья.
  • Концентрируйте внимание на эмоциональном комфорте ребёнка в школе, расспрашивайте о том, что было интересного, что понравилось и нет. Не завышайте требования, не ругайте за успеваемость, поведение, забывчивость — когнитивным процессам тоже надо «настроиться» на учёбу. Хвалите правильно и поддерживайте в случае трудностей.
  • Проверьте питание: помимо классического набора витаминов, минералов и белков при повышенных умственных нагрузках мозгу необходимы лецитин и холин. Они содержатся в яйцах, молочных продуктах, рыбе, печени. Ещё один очень важный элемент при нагрузках на нервную систему — магний, которого много в орехах, бананах, какао, сухофруктах, особенно кураге — всё это можно давать с собой в школу в виде домашних мюсли или в коробочке для перекусов.
  • Поощряйте общение с одноклассниками, особенно если у вам первоклашка или ребёнок сменил класс/школу. Помогите ребёнку создать новые отношения и связи — позовите детей, которые понравились вашему ученику, и их родителей вместе погулять, пригласите одноклассников в гости. Так, кстати, и у вас будет повод познакомиться поближе с родителями приятелей вашего ребёнка и наладить контакт, чтобы потом уточнять, правда ли «ничего не задали», точно ли нужен завтра к утру макет бобра в натуральную величину и когда нести лыжи на физкультуру.

Ну и, наконец, выдохните сами — школа началась, период стрессовой подготовки прошёл, а за партой ребёнку сидеть ещё долгие годы. Не пытайтесь устроить всё сразу идеально, дайте и себе, и ребёнку возможность проживать эти моменты сейчас, а не «когда всё наладится». Так недалеко и до невроза и болезней, от мигреней до нарушения пищеварения — причём как у маленьких, так и у взрослых. У детей бывает и отдельный вид невроза, связанный с учёбой: о нём читайте в статье «Почему дети не хотят идти в школу и как им помочь?».

Использованы фотоматериалы Unsplash

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 07.09.2023 21:53
Рейтинг статьи:
4,4

Использованные источники

Проблемы школьной адаптации детей / Шлыкова Д.В. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки 2015 №4 (40)
Адаптация первоклассников к школе / Абдуллина Л.Б. // МНКО 2018 №4 (71)
Стресс и состояние иммунной системы в норме и патологии. Краткий обзор литературы / Прохоренко И.О., Германова В.Н., Сергеев О.С. // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье 2017 №1 (25)

Читайте также

Критерии выбора сменной обуви для дошколят и школьников: лайфхаки от экспертов
Что подходит для сменки в детский сад и школу: советы по выбору.
Эргономичный рюкзак для школьника: как выбрать хорошую модель для поддержки спины?
Готовитесь к школе, подбираете хороший рюкзак для школьника? Читайте обзор самых популярных моделей на российском рынке.