Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Психическое развитие детей с нарушением слуха может серьезно отличаться и зависит от того, насколько сильны нарушения. Не менее важную роль играет и то, является ли нарушение слуха врожденным или приобретено в определенном возрасте.

Влияние нарушений слуха на развитие речи

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха главным образом касаются развития речи. В зависимости от времени нарушения слуха и его тяжести можно выделить следующие моменты:

  • Сохранность слуха.

Возможность слышать хотя бы частично оказывает положительное влияние на развитие речи, тогда как абсолютная глухота приводит к тому, что ребёнок говорит намного хуже.

  • Когда проявилось нарушение.

Если ребёнок не слышит с рождения, его расстройство речи будет наиболее тяжелым. Чем позже ребёнок потерял слух, тем лучше сохраняется речь.

  • Общее состояние здоровья и психическое развитие.

Замечено, что здоровые, активные дети без психических нарушений при равных условиях обладают более развитой речью.

  • Коррекционные меры.

Применение специальных занятий и мер для развития и сохранения речевых навыков должно начаться как можно раньше — это позволит эффективнее развивать речь даже при серьезных нарушениях слуха.

Речь не является единственной пострадавшей стороной у детей с нарушениями слуха, поскольку данный фактор затрагивает и другие сферы жизни: возможность ориентироваться в пространстве, физическое развитие, эмоциональные особенности и когнитивные навыки. Среди слабослышащих и неслышащих детей встречаются как дети с выраженной умственной отсталостью, так и дети с более легкими нарушениями, в частности с задержкой психического развития, а также дети с полностью сохранным интеллектом.

Специальное воспитание и обучение

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха определяют необходимость создания специальных условий для их воспитания, обучения и социализации. На сегодняшний день существуют специализированные коррекционно-образовательные учреждения, которые рассчитаны на неслышащих и слабослышащих детей и обеспечивают как дошкольное развитие ребёнка, так и освоение школьной программы. Однако в ряде случаев дети и их родители имеют возможность заниматься в общеобразовательных учреждениях.

В целях формирования определенных личностных качеств и успешных социальных взаимоотношений детям с нарушениями слуха необходимо общение как со взрослыми, так и со сверстниками. Наиболее продуктивным способом формирования личного опыта считается практическая совместная деятельность, в которой ребёнок имеет возможность действовать самостоятельно. 

Читайте далее

Как прием лекарств влияет на состояние полости рта?

Побочные эффекты лекарств: активация бактерий, вызывающих кариес и воспаление десен.

8 причин повышенной чувствительности зубов

Почему возникает чувствительность зубов и как с ней справиться?

Геморрой: средства для борьбы с заболеванием

Какие лекарственные препараты помогут справиться с симптомами геморроя?

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Насморк: почему течет из носа?

Насморк вызывает отек слизистой, что не позволяет носу нормально дышать. Как проходит лечение насморка в зависимости от его вида?

Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.
Опубликовано 07.03.2016 12:40, обновлено 17.04.2020 19:12
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014

Читайте также

Обучение детей с задержкой психического развития
Как проходит обучение детей с задержкой психического развития? Можно ли детям с ЗПР обучаться в обычной школе? Об этом мы поговорим в нашей статье.
Психическое развитие детей с ЗПР
Как развивается психика детей с ЗПР? Какие существуют виды задержек? Читайте о развитии детей с ЗПР в нашей статье.
Особенности детей с задержкой психического развития
Как помочь ребенку в ЗПР? Какими могут быть виды задержки развития?
Особенности детей с задержкой психического развития
В чем выражаются особенности развития детей с задержкой психического развития? Из-за чего возникает ЗПР? Об этом мы поговорим в нашей статье.
Психическое развитие ребенка в 6 лет
В чем проявляются особенности психического развития ребенка в 6 лет? Как понять, готов ли ребенок к школе? Читайте о воспитании детей 6-ти лет.