Мнемотехника для развития памяти ребенка

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Когда ребёнок адаптируется к школьной среде, многих родителей волнует вопрос — как сделать уровень его интеллектуального развития высоким? За его сформированность отвечает формирование познавательных процессов: мышления, воображения, восприятия, памяти.

Новый статус и новая социальная роль приносят ребёнку множество неведомых ему обязанностей. Став школьником, он ощущает тяжесть не только учебных требований, но и информации организационного порядка. Для того, чтобы ребёнок был успешным в школе, смог справляться с новыми обязанностями и оправдывал ожидания родителей и учителей, ему необходимо запоминать много новых и часто непонятных вещей.

Как справиться школьнику с такой нагрузкой? Как запомнить нужное, ничего не перепутать, и при этом, радоваться новому статусу ученика, увлекаться обучением и с удовольствием посещать школу?

Мнемотехника — один из инновационных подходов к развитию памяти обучающихся. Как она работает? Эффективно ли применять игры и упражнения мнемоники дома с ребёнком? Ответы в данной статье.

Развитие ребёнка младшего школьного возраста

Развитие ребёнка младшего школьного возраста

Нагрузка первоклассника велика. Поэтому ребёнок, поступивший в школу, нуждается в помощи взрослых и, в первую очередь, в поддержке близких. Иногда взрослые удивляются, а, зачастую, и раздражаются из-за того, что ученик забыл информацию или не смог рассказать стих из восьми строф, хотя дома, казалось бы, хорошо подготовился.

Могут ли родители оказать помощь ребёнку в запоминании информации? Да, если будут не просто заставлять и поучать его, но станут использовать специальные техники для развития памяти. Помочь в этом могут специальные игры для запоминания новой информации, сложных слов, предложений, трудного для усвоения материала.

Как работает мнемотехника?

Мнемотехника — это специальные способы запоминания информации с опорой на образы. Образное мышление является главным в дошкольном и младшем школьном возрасте, поэтому дети легче запоминают слова или предложения, представляя их образы. Мнемоника предлагает связывать слова или необходимые для запоминания числа в образные картинки, используя, для этого, самостоятельно придуманные, иногда, даже нелепые связи.

Например, учитель говорит, что завтра урок математики перенесут, и он будет последним в расписании. Первоклассник, слушая это сообщение, может представить картинку, как человечки с названиями предметов выстроились в ряд, а одного, с табличкой «математика», торжественно несут и ставят в конце этой шеренги. Подобная незамысловатая картинка «зацепится» в памяти, и появится гораздо больше шансов, что ребёнок вспомнит эту картинку, а, следовательно — и сказанную учителем информацию.

Мнемотехника отлично помогает в запоминании стихотворений. Отдельной маленькой историей можно связать четверостишие, или же словосочетания, запоминание которых вызывает трудности. Родители могут, вместе со школьником, сочинить историю, которая ассоциируется с содержанием произведения. Но, главным сочинителем, при этом, должен быть сам ребёнок.

Но это не значит, что родитель не должен принимать участие в процессе запоминания материала. Наоборот, пусть ребёнок расскажет маме или папе, как он видит картинку, иллюстрирующую стихотворение. Если он затрудняется и в запоминании, и в создании иллюстрации, следует помочь ему. Иногда помогает рисование сюжета на листе бумаги, сопровождающее строчку за строчкой.

Навыки создания картинок и ассоциативных связей на базе информации необходимо тренировать. Подобные тренировки напоминают игру и, уместны, как во время прогулок, так и во время выполнения поручений ребёнком.

Ошибки родителей

Ошибки родителей

Когда вчерашний дошкольник «превращается» в ученика, почти все родители имеют в отношении него ряд ожиданий. Некоторые из них являются необъективными, портят общение в семье, не позволяют детям испытывать естественное любопытство во время усвоения нового материала. Так бывает, когда родители выставляют свои требования к детям, не учитывая их потребности, интерес, желания и характер. Какие ошибки совершают мать и отец, желая видеть «отличника»?

  • Требования делать все уроки сразу после школы. У всех детей разный уровень восприятия информации, разная эмоциональная готовность к обучению и запас сил. Поэтому, прежде чем выставлять требования, нужно понять, что подходит ребёнку. Некоторые дети действительно хорошо занимаются сразу после школы и, если дать им передохнуть, они расслабляются и потом не могут заставить себя сесть за уроки. В этом случае родители должны тренировать в ученике ответственность и четкое следование правилам. Другим ученикам хорошо делать уроки дома помогает «перезагрузка». Они полны сил и лучше запоминают информацию, когда отдохнут после школы — займутся хобби или погуляют.
  • Учить и знать, во что бы то ни стало. Иногда, мать и отец ставят выполнение домашнего задания на первое место так, что, за желанием видеть «отличника» перестают замечать личность ребёнка и его возраст. Школьнику трудно запомнить информацию, и сосредоточится на уроках, если он плохо себя чувствует — у него болит голова, он расстроился в школе или дома, его обидели, произошел конфликт с учителем, он голоден или хочет спать. Самого лучшего результата ребёнок может достичь тогда, когда садится за уроки с ясной головой, желанием и интересом.
  • Ошибки недопустимы. Нужно все уметь и со всем справляться. У каждого взрослого бывают в жизни ситуации, когда «работа не клеится» или не поддается пониманию. В школьной жизни детей такие случаи тоже не редкость — стихотворение, которое «не ложится», учебный материал, который написан, словно, на непонятном языке — все это рядовые трудности школьной жизни, а не показатель низкого уровня развития ребёнка.

Упражнения для детей дома

Игра «Кинотеатр»

Данный метод запоминания позволяет детям быстро и с интересом запомнить стихотворение или рассказ. Читать произведение следует по одной строчке. После этого нужно попросить ребёнка закрыть глаза и «нарисовать у себя в голове» картинку того, что он прочитал. Не стоит торопить его — картинка должна возникнуть «в красках», четкая, с деталями. На следующем этапе ребёнок описывает словами то, что «нарисовал».

Дальнейшее действие взрослых — связать строчку из стихотворения с тем, что «увидел» ученик, обсудить это с ним, закрепить связь.

Игра «Слова в картинках»

Ребёнку, которому нужно запомнить текст, предлагается подобрать картинки на каждую строчку или предложение. Для этого дети могут использовать вырезки из старых журналов, фотографии, материалы из интернета. Их нужно разложить в соответствующей последовательности и, опираясь, на наглядный материал, запоминать текст.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

LED-лучи в косметологии: что могут и как пользоваться?

LED-терапия — это лечение светом, причём разных цветов. Меняя их в девайсе, можно решить различные проблемы кожи.

Жировые ловушки: самые эффективные способы коррекции проблемных зон на лице и теле

Откуда берутся жировые ловушки и как от них избавиться? Эффективные способы коррекции проблемных зон — в нашей статье.

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.
Опубликовано 29.10.2018 15:26, обновлено 17.04.2020 18:23
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007

Читайте также

Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Как развивается память у детей дошкольного возраста? Что нужно учесть в процессе обучения малыша? Читайте о детской памяти в нашей статье.
Игры, развивающие внимание и память
Оказывается, память и внимание можно тренировать. Научите своего ребенка замечать скрытые детали.
Развитие памяти ребенка в 7 лет
Как развивается память 7-летнего ребенка? Какие упражнения способствуют развитию внимательности малыша? Читайте в нашей статье.
Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность
Скоро в школу, а родители не уверены, сможет ли ребенок хорошо учиться? Рассказываем простые «домашние» способы по улучшению характеристик мышления.
Патриотизм или память: как детям рассказывают о войне в разных странах
Война одна, рассказы разные. Носят ли дети пилотки в Великобритании, как рассказывают малышам про Холокост в Израиле и надо ли это делать?
Память у детей дошкольного возраста: лучшие обучающие комплексы
Развитие памяти дошкольников – важный этап в их обучении. Родителям следует знать особенности процесса обучения и проводить совместные занятия с детьми.