Арт-терапия: повышаем самооценку ребенку

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Маленький ребёнок узнает о том, кто он и какой, опираясь на мнение о нем самых близких людей — родителей. Иногда оно портится ожиданием взрослых людей. Мать или отец могут ждать от ребёнка, что он будет расти послушным, понимающим, трудолюбивым, общительным и так далее. Список требований взрослых к детям достаточно высок и когда они не реализуются, родители могут расстраиваться или злиться, думая, что это «ребёнок какой-то не такой», не хочет их понимать, слушать, растет капризным, неумелым, неспособным. Если об этом часто говорить детям, то их самооценка снижается. Однако взрослые часто не учитывают то, что дети в принципе не умеют «делать» назло, мстить или не слушаться специально, пока не достигнут сознательного возраста.

Поведение ребёнка, когда оно не устраивает родителей, почти всегда зависит от его чувств, потребностей, атмосферы в семье и отношений матери и отца между собой. Именно на это нужно обращать внимание взрослым, когда они задумываются над тем, как сделать так, чтобы ребёнок рос более уверенным и смелым.

Формирование самооценки — показатель внутриличностных проблем детей или его отношений с родителями. Что делать, если самооценка ребёнка низкая? Помочь могут упражнения по арт-терапии. Выполненные дома, они способствуют сплоченности всех членов семьи и приводят к тому, что ребёнок начинает лучше понимать себя, некоторые его травмы могут «пролечиться», он учится по-другому относиться к себе и другим, видеть свои достоинства, защищать границы, может стать более общительным.

Ценность арт-терапии для всей семьи и практические упражнения в этой статье.

Арт-терапия для детей и родителей

Арт-терапия для детей и родителей

Арт-терапия — уникальный метод работы с детьми и взрослыми, позволяющий заглянуть во внутренний мир человека. Взаимодействие с изобразительными средствами и образами, которое происходит во время работы, дает возможность увидеть себя с другой стороны, осознать комплексы и найти ресурсы личности. Их понимание и развитие часто происходит бессознательно — особенно это актуально для ребёнка, потому что в дошкольном возрасте у него еще недостаточно развиты аналитические функции мозга. Работая в технике арт-терапии, родители и ребёнок играют, рисуют, лепят — получают удовольствие и решают проблемы поведения.

Самооценка — грань личности, являющаяся важной и неотъемлемой частью характера ребёнка. С помощью техник арт-терапии ребёнок получает возможность утвердиться в своей значимости и уникальности, найти, за что можно себя похвалить, стать сильнее, избавиться от напряжения и почувствовать раскрепощенность.

Упражнения с изобразительными средствами

Помочь ребёнку преодолеть личностные комплексы всегда лучше с помощью средств, которые ему понятны. Детям часто недоступны разговоры, объяснения и анализ — им понятен язык чувств, символов, образов и предметов. Арт-терапевтические упражнения полезны детям, которые нуждаются в повышении самооценки.

Коллаж

Данная техника подходит детям старшего дошкольного возраста и школьникам. Предложите ребёнку поиграть в игру. Она будет заключаться в том, чтобы создать коллаж. Тема для его составления может быть любая, но она должна отвечать детской проблематике — в данном случае повышению самооценки. Например, коллаж «мои мечты», «я», «я в будущем», «мои лучшие качества», «мой внутренний мир» или «моя вселенная». Чем младше дети, тем доступнее и проще должна звучать тема. Для развития самооценки, нужно, если в теме коллажа ребёнок будет главной фигурой.

Приготовьте ватман и журналы, из которых можно вырезать картинки. Для работы могут также понадобиться клей, краски, карандаши, украшения, цветная бумага. Озвучьте тему и принимайтесь за творческую работу. Важное условие: родитель должен принимать активное участие в игре вместе с ребёнком, но не делать за него, не диктовать, куда что клеить, а быть рядом, помогать, поощрять, хвалить и всячески поддерживать.

Для этой работы следует взять фото ребёнка, которое нужно поместить в центр ватмана. Вокруг своей фотографии ребёнок обычно самостоятельно наклеивает картинки, которые, по его мнению, отвечают теме работы. Родитель должен направлять ребёнка вопросами или подсказками, особенно, если тот затрудняется в выборе. «Давай сделаем картину твоих достижений. Помнишь, как быстро ты научился кататься на велосипеде?» — (ребёнок ищет соответствующую картинку и наклеивает ее). Обычно после таких подсказок дети с увлечением начинают вспоминать все, что им когда-то хорошо удавалось, и за что они бы хотели себя похвалить. На ватмане можно рисовать, украшать свое фото или дополнять красками картинки из журналов.

Рисунок

«Нарисуй себя сильным (храбрым, отважным, имеющим много друзей)» — инструкция для этого упражнения. Если ребёнок затрудняется, можно помочь ему — подсказать, с чего начать, помочь, сделать первые штрихи.

Получившийся рисунок можно также дополнить вырезками из журналов — это может быть сильный лев, тигр, отважный боец и так далее — все, что ассоциируется у ребёнка с силой, уверенностью, смелостью.

Хорошо, если родители «подключаются» к этой работе, подбадривая ребёнка похвалой. Детям совсем не нужно говорить, над чем идет работа — она должна быть для него игрой, где мама или папа играют вместе с ним. Это не только поможет осознать самооценку и повысить ее, но и заручиться поддержкой взрослых и почувствовать их внимание, что также способствует формированию целостности и благополучия личности.

Упражнения с фотографиями

Для этого упражнения понадобятся фотографии ребёнка — от рождения до настоящего момента. Сначала их можно вместе рассмотреть, вспоминая забавные ситуации и важные жизненные периоды. После этого следует предложить разложить фотографии в соответствии с возрастом, начиная с самого младшего.

Когда дети изучают свои фото, у них обычно возникает много вопросов. Важная роль в этой игре отведена родителям — во время игры они рассказывают ребёнку, как сильно любят его, какой он молодец, что у него получалось в 2, 3, 4 года и так далее.

Новый альбом ребёнка

Новый альбом ребёнка

Можно предложить ребёнку составить новый фотоальбом — так, как захочет он. Фотографии можно просто разложить или наклеить в альбом, главное, чтобы во время упражнения у детей сформировалось ощущение собственной значимости и ценности. Как достичь этого? Назначая фотографии новое место, можно украсить их — добавить картинки, вырезки из журналов, главное, чтобы ребёнку понравилось то, что он создает, и он почувствовал радость и гордость от того, что любуется собой.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

LED-лучи в косметологии: что могут и как пользоваться?

LED-терапия — это лечение светом, причём разных цветов. Меняя их в девайсе, можно решить различные проблемы кожи.

Жировые ловушки: самые эффективные способы коррекции проблемных зон на лице и теле

Откуда берутся жировые ловушки и как от них избавиться? Эффективные способы коррекции проблемных зон — в нашей статье.

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.
Опубликовано 09.01.2018 15:50, обновлено 17.04.2020 18:38
Рейтинг статьи:
4,8

Читайте также

Волшебное творчество: дети и арт-терапия
Дети любят рисовать или делать поделки из пластилина? Как использовать эти увлечения с пользой для их здоровья?
Сенсорная интеграция: терапия непонятных нарушений развития
Сенсорная интеграция: как отличить детские капризы от нарушения обработки сенсорной информации? Когда надо воспитывать, а когда – идти к специалисту.
Самооценка ребенка и оценки в школе
Школьное обучение сейчас является центральной частью жизни ребенка. Но хорошие оценки – не главное в этой жизни, родители должны понимать это.